Каталог файлов
Главная » Файлы » Рецензии на кино » Жизнь как чудо (Život je čudo, 2004)

Гэг как чудо?
10.01.2020, 23:13

Тип настройки автора текста рецензии: Венера. Образ автора текста рецензии: Художник.

По мнению Александра Блока, поэтическое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов; эти слова светятся, словно звезды, и (самое главное!) из-за них-то и существует стихотворение. Где-то в недрах сознания Кустурицы подобным образом существует кино. Что такое звезда, строго логически? Совпадение! Совпали условия, факторы, обстоятельства. В некий момент незримые космические силы подействовали друг на друга так, что образовалась звезда. Звезда – видимый продукт действия невидимых сил, и именно через звезды эти силы дают себя обнаружить. Если звезда – настоящая, вокруг нее начинает создаваться жизнь. Теперь закроем глаза и посмотрим на произведение абстрактного, художественного плана, на кинокартину. Она тоже соткана из совпадений! И мы так к этому привыкли, что просто перестали отдавать – себе – в этом отчет. Художник может нахально воспользоваться этой нашей привычкой. Кустурица поддерживает внимание зрителя гэгами, идущими сплошняком, действительно как вагончики в поезде. А что такое гэг, как не чистое совпадение? Аннушка проливает подсолнечное масло, именно в этот момент рядом проходит человек и проезжает трамвай. Человек падает, трамвай отрезает ему голову. Это – гэг. У Кустурицы гэги компромиссные, вяловатые. Сабаха смотрит на Луку в коридоре больницы, нежно влюбляется, Лука падает на проезжающую кушетку, сбивает Сабаху, и вот они едут, лежа рядышком, коридоры больницы все не заканчиваются, а музыка как всегда – выталкивает нас из грубой реальности в осознание чувств, где все события должны трансформироваться в слог, в поэзию, в метафору, и жизнь превращается в песню со словами, и реально только то, что зарифмовано на нескольких планах бытия. Рог совпадений не оскудеет. Именно Сабаху приведут к Луке в заложницы, вовремя уйдет из дома жена и сын, именно ее потом обменяют на Милоша и так далее и тому подобное. В жизни у нас не бывает лишней минуты, чтобы взглянуть на возникшую метафору глазами кинокритика и проследить совпадение смыслов на нескольких уровнях построения событий. Художнику проще и, одновременно, сложнее: он должен быть внимательным к деталям своего собственного замысла, и тогда его Намерение даст ему столько совпадений, сколько нужно, чтобы в них, как в масло, можно было воткнуть нож. Совпадениями полны наши жизни, они там словно стаи рыб, не даются нам в руки. Мы давно перестали их искать, ловить, заманивать. Мы хотим совпадений такого класса, как в кино, где черным по белому дважды два, а сюжет подстраивается под возможности недоучившихся шестиклассников. Раз в жизни столкнувшись с Абстрактным, мы отдаем нить уму, который занят исключительно спекуляциями, и так в нашей жизни появляются «знаки». Эзотерическими методами, щедро представленными на рынке, можно зафиксировать места физического проявления найденных слов. Мы хотим их лопать на завтрак, обед и ужин, и не намерены насыщать пространство между ними – свое собственное, тонкое пространство исключительных индивидуальных жизненных задач. Такого пространства нет в фильме. Всё выведено наружу, в совпадениях не ощущается действия невидимых сил. Нет ни звезд, ни покрывала, нет выхода энергии в видимое пространство. Мир настоящего поэта не удержится только лишь на гэгах. А Кустурица – настоящий поэт. Ведь одну строчку он сформулировал абсолютно точно: жизнь – как чудо. Чудо – это и есть совпадение.

См. 9 стилей, или 9 настроек автора медиатекста

Категория: Жизнь как чудо (Život je čudo, 2004) | Добавил: atamanov | Теги: художник, Венера
Просмотров: 92 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]