Каталог статей
Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Техника прагматики изображения

Ракурс объекта. Инструмент

Конечно, ракурс не меняет содержание произведения, он используется как дополнительная характеристика, которая подчас имеет важное смысловое и эмоциональное значение. В кинематографе этот прием служит разным целям.

1. Ошибка: Плоское изображение

2. Улучшение: Диагонально расположить линии в композиции

Диагональное расположение линий в композиции дает ощущение жизненной энергии и производит более благоприятное впечатление, чем вертикальные или горизонтальные линии. Дом, снятый с фронтона, визуально статичен, что обусловлено большим количеством горизонтальных линий. Если же сместить камеру таким образом, чтобы стали видны две стороны здания, то горизонтальные линии преобразуются в диагональные. Наклонная линия заключает в себе потенциал движения. Композиция, построенная на диагоналях, несет в себе более активное начало.

Основной объект кадра (дом) одинаковый на обоих рисунках, однако структура построения кадра была реорганизована таким образом, чтобы завладеть вниманием зрителя, независимо от того, насколько ему интересно само содержание кадра.

3. Улучшение: Показать перспективу

Фрагмент картины «Сцены из легенды об осквернении гостии» (1465) флорентийского художника Паоло Уччелло. В этой картине художник использовал недавно открытые приемы создания линейной перспективы, позволяющие отобразить глубину пространства на плоскости.

Показателями перспективы в данном случае являются параллельные линии стремящиеся в одну точку (например, потолочные балки), плитки на полу, стены, а также уменьшение плиток в размере по мере их отдаления от зрителя.

4. Улучшение: Использовать композицию линий для фокусирования внимания на объекте

 

4а) Одна четкая точка схода линий на горизонте, находящаяся в центре кадра (например, если камера ровно установлена в центре улицы, оптическая ось камеры направлена вдоль улицы, а объектив нацелен на середину высоты дома), лежит в основе подчеркнуто централизованной композиции.

4б) Если расположить камеру справа, то точка схода линий на горизонте окажется смещена к левой границе кадра, а сходящиеся линии будут выглядеть иначе, чем при централизованной композиции.

4в) Одним из наиболее известных способов выделения субъекта в кадре является такое его построение, когда точка схода линий на горизонте оказывается вне кадра, и, таким образом, сходящиеся линии приковывают внимание зрителя к основному субъекту съемки.

Степень схождения линий зависит от расстояния, на котором находится камера относительно объекта съемки. Если отодвигать камеру назад (а) и при этом использовать длиннофокусный объектив, чтобы в кадр вошли находящиеся на переднем плане шахматные фигуры, то угол схода проецируемой линии сверху и снизу других шахматных фигур уменьшится. Если же двигать камеру вперед (б) и при этом использовать короткофокусный объектив, то угол схода линий увеличится.

5. Улучшение: Лучший ракурс

Лучший ракурс получается при таком расположении съемочной камеры, когда акцент в кадре приходится на главный объект съемки. Необходимо удостовериться, что наиболее привлекательна для взгляда та область изображения, которая по замыслу должна быть главной. При этом необходимо отслеживать СЛУЧАЙНОЕ смысловое наполнение, например близкие по привлекательности или конфликтующие между собой элементы. Сознательный выбор контраста является, напротив, способом концентрации внимания на главном объекте в рамках кадра. См. здесь

Если для создания интересной композиции и выделения главного элемента требуется скрыть часть изображения, лучше использовать для этого естественные преграды, содержащиеся в кадре.

6. Использовать объект как ориентир или точку отсчета

 

На картинной плоскости кадра 11 скомпонованы три объекта: две фигуры и стул, которые даны на фоне интерьера. Композиция фронтальна — все объекты находятся на равном расстоянии от съемочной точки. Это сохраняет те масштабные соотношения, которые были в действительности, на их передачу не повлияли ни перспективные сокращения, ни свойства оптической системы. Главную роль в выявлении содержания сыграли пропорции объектов, выясненные благодаря ориентиру, которым является стул. Важность его присутствия в композиции можно проверить, убрав его. Сюжетная основа сразу станет обедненной, хотя во взаимоотношениях мамы и дочки стул не играет никакой роли. Он служит мерой роста, а значит, и возраста ребенка.

7. Дать ракурс для ориентировки зрителя в пространстве

Ракурс выявляет положение съемочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно объекта съемки и тем самым пространственно ориентирует зрителя.

8. Дать ракурс для раскрытия объекта

Ракурс раскрывает специфические признаки объекта, которые можно заметить только с данной точки зрения.

9. Дать ракурс для инициации эмоций.

Ракурс придает объекту определенную эмоциональную окраску, являясь своеобразным изобразительным эпитетом.

Величественный. Торжественный. Радостный... Очевидно, раскрыть смысл этих определений и дать эмоциональные оценки их поможет взгляд с нижней точки. Объект или герой как бы возвысятся над зрителем. Горестный. Поверженный. Удрученный... Как снять героя, которому адресованы такие эпитеты? Очевидно, эти определения могут быть выражены съемкой с верхней точки.

10. Исключить ненужные индивидуальные недостатки объекта

Выбирая ракурсные съемочные точки, кинооператор не должен забывать о конкретных обстоятельствах, об индивидуальных особенностях объекта съемки, которые могут соответствовать авторскому замыслу, а могут и противостоять ему. Так, например, показывая людей в ракурсе, следует особенно внимательно следить за тем, как в данных обстоятельствах выглядит герой, не деформируется ли его фигура или лицо. Сравнивая кадры (см. ниже), можно заметить, что в первом случае герой снят по классической схеме, повторяющей ракурс из финальной сцены фильма «Мать», и действительно выглядит вполне торжественно. Тогда как портрет (см. ниже) бывшего моряка явно неудачен. В центре картинной плоскости оказались подбородок и шея пожилого человека, и на эти натуралистические детали зритель обратит внимание в первую очередь. Кроме того, в известной степени потерялось ощущение торжественности момента оттого, что в ракурсном кадре исчез фон, создающий определенное эмоциональное настроение.

 

Категория: 38_Техника прагматики изображения | Добавил: atamanov (14.12.2015)
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]