Выбор профессионала (в отличие от выбора непрофессионала) компрессирован, он является результатом переработки большего количества входящей информации. Такая переработка происходит у авторов произведений «в свернутом виде», и попытки добраться до процессов, которые происходят в голове у создателей, казалось бы, вряд ли приведут к чему-нибудь практичному.
И все-таки. Представим себе, по аналогии, как система компьютера выводит на дисплей процесс просчета сложной задачи в цифровом виде – человеческое восприятие бессильно уловить даже сами эти цифры, не говоря уже о какой-то логике их появления. Ученые давно установили, что интуиция является, в упрощенном виде, лишь ускоренной переработкой информации, которая не выводится при этом «в окно сознания». То есть когда анализ, размышление, выбор вариантов спрессовываются во времени и достигают скорости, недоступной сознанию. Принципиальным здесь является то обстоятельство, что и бессознательно, и сознательно обрабатывается, по сути, одна и та же информация, просчитываются выборы вариантов в одной и той же системе знания.
Возможность сделать выбор и осуществить его в общей системе знания уравнивает всех авторов, независимо от того, профессионалы они или еще пока только учатся. На качественное решение профессионал способен в силу своего опыта и знаний – на не менее качественное решение способен непрофессионал в силу отсутствия у него опыта и знаний, то есть в силу нешаблонности и незаезженности сознания.
Сила профессионала в том, что он знает, сила непрофессионала в том, что он в движении осознает.
Чем профессионал отличается от непрофессионала?
Тем, что больше знает и умеет и способен создавать лучшее качество?
Или тем, что чаще это лучшее качество создает?
Мы выбираем второй ответ и задаем себе следующий вопрос.
Что определяет лучшее качество?
Эффективность? Высокий потенциал воздействия на зрителя? Грамотность, безошибочность, адекватность?..
Все эти ответы принадлежат плоскости результата, а эта плоскость лишь отвлекает человека, который находится в процессе создания медиатекста. Зачем вообще заниматься результатом, который, логически, является лишь окончанием процесса? Проще говоря, как можно повлиять на результат, если он уже результат? А зачем тогда заниматься тем, на что повлиять ты уже не можешь? Все эти риторические вопросы, видимо, не приходят в голову большинству профессионалов, занимающихся обучением авторов. По крайней мере, об этом свидетельствует анализ методических пособий, который мы провели в теоретической части нашего исследования: по форме эти пособия представляют собой сплошные советы и рекомендации, как добиться того или иного качества в содержании произведения.
На деле создать качество может только количество – количество точных выборов на единицу содержания.
Десять лет назад наш собственный поиск путей обучения начался с того, что мы увидели эту возможность выбора:
Процесс или результат?
Если автор находится в позиции перед созданием произведения, ему следует начать раскладывать по полочкам не абстрактный – в его позиции – результат, а именно предстоящий процесс своей мыслительной деятельности. Именно такой выбор – если он осуществлен честно и последовательно – обязательно приведет к нужному результату.
Наш выбор на этом сайте – помочь организовать свою мыслительную деятельность автору аудиовизуального произведения короткого жанра так, чтобы:
1. Он увидел все необходимые плоскости выбора.
2. Он увидел все необходимые варианты выбора.
3. Он выбрал тот вариант, который наилучшим образом отвечает его задачам «здесь и сейчас».