Примеры реализации прагматической функции фрагмента текста (ПФФТ)
см. классификацию ПФФТ
Пример 1. Текст: «Возвращение» по-русски. Страна, мы вернулись! что же ты нас плохо встречаешь? (Источник: МК от 09.09.2003. Автор: Е.Скворцова-Ардабацкая; продолжение, начало: стр…)
КС (выделено жирным) |
Нейтральный синоним ККС |
ПФФТ |
Прием |
И, скажем, приз Католической ассоциации очень ценен для меня - потому что в картине есть важный мотив обращения к религиозному мировоззрению.
|
И, скажем, приз Католической ассоциации очень ценен для меня - потому что в картине есть мотив обращения к религиозному мировоззрению.
|
Внм (4.4)
|
Сигнальная лексика
|
Для меня принципиально важно, что именно это заметили, и так я получил, можно сказать, ответы на мои вопросы. Еще мы получили приз студенческой кинематографической молодежи и приз критиков влиятельного итальянского журнала “Кино” с формулировкой “За духовные и человеческие ценности”.
|
Для меня принципиально важно, что это заметили, и так я получил, можно сказать, ответы на мои вопросы. Еще мы получили приз студенческой кинематографической молодежи и приз критиков влиятельного итальянского журнала “Кино” с формулировкой “За духовные и человеческие ценности”.
|
Внм (4.4)
|
Сигнальная лексика
|
Давайте вернемся к главным героям — мальчикам. Мировая пресса восхищалась их игрой - как вы работали с ними, как добивались от них нужной вам реакции, как заставляли их страдать перед камерой?..
|
Давайте вернемся к главным героям - мальчикам. Мировая пресса восхищалась их игрой - как вы работали с ними, как добивались от них нужной вам реакции, как направляли их усилия перед камерой?..
|
Шкр (4.6) +
Эк (4.1-г) +
Илл (1.6)
|
контаминация понятий разных контекстов
Номинация эмоции
Провокация
|
Я не заставлял их страдать. Они - здравомыслящие люди. Я знал, что они не страдают, а понимают, что находятся в условной ситуации - это же кино. Они читали сценарий, и мы общались на равных. Они понимали, в чем они участвуют. Это досужие домыслы людей, которые не знают, как делается искусство, - думать, что режиссер заставляет страдать. Ничего такого не происходит - происходит труд, работа людей, которые призваны к тому, чтобы быть актерами, - они осуществляют свое дело, я правильно говорю? - обращается Звягинцев за поддержкой к Константину Лавроненко, исполнившему в фильме роль отца и до того не участвовавшему в разговоре, а лишь внимательно слушающему. И я спрашиваю актера:
- Костя, насколько тема отношения отцов и детей близка вам лично?
- Моя собственная жизнь намного меньше, чем жизнь этого человека, - отвечает Лавроненко. - Что же касается биографии образа - откуда он, что он, как он, - все это в данной истории не важно, не об этом шла речь, и я даже не выстраивал для себя его судьбу. Константин очень лаконичен - в образе своего героя говорит как рубит, объясняя, чем занимается после ухода из “Сатирикона”:
|
Я не заставлял их страдать. Они - здравомыслящие люди. Я знал, что они не страдают, а понимают, что находятся в условной ситуации - это же кино. Они читали сценарий, и мы общались на равных. Они понимали, в чем они участвуют. Это досужие домыслы людей, которые не знают, как делается искусство, - думать, что режиссер заставляет страдать. Ничего такого не происходит - происходит труд, работа людей, которые призваны к тому, чтобы быть актерами, - они осуществляют свое дело, я правильно говорю? - обращается Звягинцев за поддержкой к Константину Лавроненко, исполнившему в фильме роль отца и до того не участвовавшему в разговоре, а лишь внимательно слушающему. И я спрашиваю актера:
- Костя, насколько тема отношения отцов и детей близка вам лично?
- Моя собственная жизнь намного меньше, чем жизнь этого человека, - отвечает Лавроненко. - Что же касается биографии образа - откуда он, что он, как он, - все это в данной истории не важно, не об этом шла речь, и я даже не выстраивал для себя его судьбу. Константин очень лаконичен - в образе своего героя говорит прямо, объясняя, чем занимается после ухода из “Сатирикона”:
|
Эк (4.1-в)
Внм (4.4)
|
Сравнение
Образ действия
|
Я не играю в театре: территорию театра я оставил семь лет назад. Навсегда. Чем занимаюсь сейчас? Чем угодно. Но не актерством. Буду ли дальше сниматься в кино? Но это уже зависит не от меня.
Более конкретно отвечал на вопросы продюсер Дмитрий Лесневский, до “Возвращения” занимавшийся исключительно телесериалами, и довольно успешно (“Некст”, “Клетка”, “Нина” и пр.).
|
Я не играю в театре: территорию театра я навсегда оставил семь лет назад. Чем занимаюсь сейчас? Чем угодно, но не актерством. Буду ли дальше сниматься в кино - зависит не от меня.
Более конкретно отвечал на вопросы продюсер Дмитрий Лесневский, до “Возвращения” занимавшийся исключительно телесериалами, и довольно успешно (“Некст”, “Клетка”, “Нина” и пр.).
|
ВФ (5.1)
Эст (5.4)
|
Остранение синтаксическими средствами (группа неполных предложений)
Воспроизведение авторского стиля
|
“Возвращение” - случайность для вашей компании или только первый выстрел из обоймы, и следующие уже на подходе?
|
“Возвращение” - случайность для вашей компании или только первая такая работа, и следующие уже на подходе?
|
Эк (4.1-в)
|
Метафора
|
Скоро запускаем комедийный сериал - главную роль в нем сыграет известнейший французский актер,
|
Скоро запускаем комедийный сериал - главную роль в нем сыграет известный французский актер,
|
ИЗ (4.5)
|
Лексика
|
имя которого я пока сохраню в тайне).
|
–
|
Внм (4.4)
Интр (4.3)
|
Сигнальная лексика
Сокрытие пропозиции
|
Пример слова, сигнализирующего о целой ситуации, относимый к реализации ПФФТ.
Еще две полнометражные картины - в разных жанрах: комедия с попыткой мирового проката и картина
|
Еще две полнометражные картины - в разных жанрах: комедия с попыткой зарубежного проката
|
ИЗ
|
Масштаб факта
|
для России - поиск культа, то есть попытка создать молодежный культовый фильм, но на другой почве, нежели мы привыкли.
|
и картина для России - поиск культа, то есть попытка создать молодежный фильм, но на другой почве, нежели мы привыкли.
|
Эк (4.1-в)
|
См. примечание к 4.1-в, случай «f».
|
И, конечно, будем искать сценарий для нового фильма Андрея. У него же колоссальная ответственность перед самим собой, перед миром - цена ошибки велика. Я думаю, мы потратим много времени перед тем, как выйти с новым фильмом Андрюши. У нас уже есть предложения и от французов, и от итальянцев о копродукции, но для меня это не самое важное и интересное: если понадобятся европейские деньги — мы их возьмем, если не понадобятся - нет. Кино и у нас приносит прибыль, если все правильно делать.
- Говорят, бюджет “Возвращения” - 10 миллионов долларов[1]
|
И, конечно, будем искать сценарий для нового фильма Андрея. У него же колоссальная ответственность перед самим собой, перед миром - цена ошибки велика. Я думаю, мы потратим много времени перед тем, как выйти с новым фильмом Андрюши. У нас уже есть предложения и от французов, и от итальянцев о копродукции, но для меня это не самое важное и интересное: если понадобятся европейские деньги — мы их возьмем, если не понадобятся - нет. Кино и у нас приносит прибыль, если все правильно делать.
- Говорят, бюджет “Возвращения” - 10 миллионов долларов
|
|
|
- С самого начала картина окружена большим количеством мифов. 10 миллионов не было, у картины - средний российский бюджет, очень скромный.
|
- С самого начала о картине много говорили и придумывали. 10 миллионов не было, у картины - средний российский бюджет, очень скромный.
|
Внм (4.4)
Интр (4.3)
|
Сигнальная лексика
Сокрытие пропозиции
|
Но цифру я называть не стану: пусть останется мифом.
|
–
|
Внм (4.4)
Интр (4.3)
|
Сигнальная лексика
Сокрытие пропозиции
|
В моей жизни так много коммерческих проектов, что тут я скрипел зубами, но терпел: мы где-то на год не уложились в сроки.
|
В моей жизни так много коммерческих проектов, что было непросто, но я терпел: мы где-то на год не уложились в сроки.
|
Эк (4.1-в)
Эк (4.1-г)
|
Метафора
Косвенная номинация эмоции
|
От замысла до реализации прошло три года.
- Вы сильно изменили сценарий? И вообще много диктовали режиссеру[2]?
|
От замысла до реализации прошло три года.
- Вы сильно изменили сценарий? И вообще много советовали режиссеру?
|
Илл (1.6)
|
Провокация
|
Конфликт социальных ролей.
Сам нашел и купил сценарий, а затем предложил Андрею переосмыслить текст. (Сценаристы — Александр Новотоцкий и Владимир Моисеенко. Предыдущие их работы - сценарии сериала “Маросейка” и картины Эльдара Рязанова “Старые клячи”. - Е.С.-А.) Первоначально это была сильная бытовая драма, а мы сняли совсем другое кино, взяв из сценария только сюжетную линию. Буквально реализованный сценарий оказался бы никому не нужен. Мы изменили часть сюжета - начало и конец, а главное - смысл, что заслуга Андрея полностью. Хотя мы много спорили.
- Вы даете деньги и позволяете с собой не соглашаться?..
- Всегда. Иначе ничего не добиться. Те люди, которые соглашаются (я имею в виду творцов) и не могут убедить, - у них нет шансов. Я соглашаюсь с теми, кто готов отказаться от чего угодно за свое видение, за свой путь.
- И все-таки: вы задумывали кино под Канн, под Венецию, под большие фестивали?
- Мы просто хотели снять
|
Я сам нашел и купил сценарий, а затем предложил Андрею переосмыслить текст. (Сценаристы — Александр Новотоцкий и Владимир Моисеенко. Предыдущие их работы - сценарии сериала “Маросейка” и картины Эльдара Рязанова “Старые клячи”. - Е.С.-А.) Первоначально это была сильная бытовая драма, а мы сняли совсем другое кино, взяв из сценария только сюжетную линию.
Буквально реализованный сценарий оказался бы никому не нужен. Мы изменили часть сюжета - начало и конец, а главное - смысл, что заслуга Андрея полностью. Хотя часто наши точки зрения не совпадали.
- Вы даете деньги и позволяете с собой не соглашаться?..
- Всегда. Иначе ничего не добиться. Те люди, которые соглашаются (я имею в виду творцов) и не могут убедить, - у них нет шансов. Я соглашаюсь с теми, кто готов отказаться от чего угодно за свое видение, за свой путь.
- И все-таки: вы задумывали кино под Канн, под Венецию, под большие фестивали?
- Мы просто хотели снять
|
Интр (4.3)
|
Пропозиция конфликта
|
этот фильм. История же меня привлекла среди прочего тем, что я тоже отец, у меня тоже два сына. Моим мальчишкам, правда, пять и семь лет. Но тема близка. У Андрея свой взгляд, но личного мотива не было: у него пока детей нет.
- Как вы считаете: почему именно вы?
- Здесь очень много оправданных ожиданий Европы, которая ждала и дождалась “Возвращения” - в прямом и переносном смыслах. Картину мы делали без желания фестивалей, без желания коммерческого успеха. Горели своим первым импульсом.
- Мы же все дебютанты в кино: я, режиссер да половина съемочной группы, - и нам было просто интересно.
|
этот фильм. История же меня привлекла среди прочего тем, что я тоже отец, у меня тоже два сына. Моим мальчишкам, правда, пять и семь лет. Но тема близка. У Андрея свой взгляд, но личного мотива не было: у него пока детей нет.
- Как вы считаете: почему именно вы?
- Здесь очень много оправданных ожиданий Европы, которая ждала и дождалась “Возвращения” - в прямом и переносном смыслах. Картину мы делали без желания фестивалей, без желания коммерческого успеха. Горели своим первым импульсом.
- Мы же все дебютанты в кино: я, режиссер да половина съемочной группы, - и нам было просто интересно.
|
|
|
Пример 2. Текст: "Девушка в жилище: превентивный удар"[3]
ККС (выделено жирным)
|
Нейтральный синоним ККС
|
ПФФТ
|
Прием
|
Глубоко убежден в том факте, что каждый из мужиков, живущих самостоятельно, иногда, глядя на среду своего обитания, задается вопросом - "А не пора ли снять носки с люстры?".
|
Глубоко убежден в том факте, что каждый из мужиков, живущих самостоятельно, иногда, глядя на среду своего обитания, задается вопросом - "А не пора ли убраться в квартире
|
Шкр (4.6)
|
Гротеск
|
Так же я убежден в ответе на этот немой ментальный вопрос, он всегда что-то вроде "А что, неплохой штрих для выражения внутреннего я"?
|
Так же я убежден в ответе на этот немой ментальный вопрос, он всегда что-то вроде "Неплохой штрих для выражения внутреннего я"?
|
Аф (3.1)
|
Пропозиция авторского выражения эмоции
|
И ведь скажем честно, нам, мужикам,
|
И ведь мужчинам
|
Вк (1.1)
Интм (1.2)
|
1л. мн.ч., обращение
прочерчивание границ своей аудитории
|
В формате журнала необходимо постоянно поддерживать контакт со своей целевой аудиторией. В принципе, эта функция присутствует имплицитно, но зачастую в глянцевых журналах, целевая аудитория выводится на контакт именно за счет ККС, тогда очевидным становится фатический характер дискурса глянцевых журналов, поддерживающих ЦА в их выбранном – реальном или воображаемом социальном имидже, статусе и т.п.
пофиг <…>
|
все равно
|
МЛ (1.5)
Лч (3.4)
Мн (3.3)
Аф (3.1)
|
Молодежный арго
|
Исследование молодежной речи показало, что жаргон выполняет следующие психологические функции: «1) средства снятия напряжения: а) через шутку и языковую игру; б) через вербальную агрессию; 2) сознательного нарушением табу; 3) бессознательного табуирования (на жаргоне так же, как и на иностранном языке, легче произнести слова, связанные с нарушением нравственных запретов - ср.: мочить – убивать); 4) конформизма по отношению к окружающей речевой среде» [Морозова 2002: …].
нас данное положение дел устраивает, но рано или поздно в доме появляется забавное, очаровательное и вечно что-то мурлыкающе под нос существо, которое стремиться нарушить священный закон бардака, <…>
|
нас данное положение дел устраивает, но рано или поздно в доме появляется забавное, очаровательное и вечно что-то мурлыкающе под нос существо, которое стремиться нарушить принцип бардака,
|
Эк (4.1-в)
|
Парадокс
|
да и вообще, изменить все к чертовой матери <...>
|
да и вообще, изменить все совсем
|
ВФ (5.1)
Интм (1.2)
Эк (4.1– в)
|
Бранная лексика, лексика, см. примечание к 4.1-в, случай «f»
|
Думаю, первый подход нам чужд.
|
Наверное, первый подход не годится
|
ИА (2.4)
Эвр (3.3)
Лч (3.4)
МЛ (1.5)
|
|
Если сравнить с фрагментом «нам, мужикам, пофиг», то на месте манифестации (манифестации без раздумий) появился результат некоторой внутренней работы мысли, выраженной в тексте абзаца. Поэтому следует говорить именно об эвристике, а не о голой манифестации.
Конечно же, может возникнуть вопрос <…>
|
–
|
ПРЧ (1.3)
|
Лесика поля
|
Лексика, относящаяся к СП «коммуникация»: вопрос, ответ, дискуссия, спор, отзыв, предложение и т.д.
А задумайтесь над тем, какие компрометирующие предметы могут быть найдены в процессе уборки? Порнографические журналы, видеокассеты с прошлых празднеств, забытые бутылки и бульбуляторы,
|
А задумайтесь над тем, какие компрометирующие предметы могут быть найдены в процессе уборки? Порнографические журналы, видеокассеты с прошлых празднеств, забытые бутылки и кальяны,
|
ВФ (5.1)
|
«Странные» слова
|
открытая и наполовину использованная пачка презервативов (!), и даже (да-да, возможно и такое) верная резиновая подруга, оставшаяся с тяжелых времен. Да все что угодно, что может быть использовано потом феминой в дискуссии как рычаг влияния на тебя.
|
открытая и наполовину использованная пачка презервативов (!), и даже (да-да, возможно и такое) верная резиновая подруга, оставшаяся с тяжелых времен. Да все что угодно, что может быть использовано потом феминой в дискуссии против тебя
|
МЛ (1.5)
Илл (1.6)
|
Обращение
Угроза
|
Ты ведь этого не допустишь?
<…>
|
Этого можно не допустить
|
Илл (1.6)
Прл (2.2)
|
Вопрос + просьба
Номинация действия реципиента
|
Хорошо подготовленный мужик уже почти в безопасности от всех тех негативных последствий, что были перечисленными нами в предыдущем абзаце. В этом я попробую рассказать о самых
|
Хорошо подготовленный мужик уже почти в безопасности от всех тех негативных последствий, что были перечисленными нами в предыдущем абзаце. В этом речь пойдет о
|
АЗ (2.5)
|
Эксплицит значимость
|
распространенных и проверенных временем способах превращения дома в супер крепость, в которой не то что черт копыто,
|
распространенных и проверенных временем способах превращения дома в супер крепость, в которой
|
ВФ (5.1)
|
Табуированная лексика
|
самая что ни на есть хозяйственная и инициативная подруга веник сломает.
|
самая что ни на есть хозяйственная и инициативная подруга уступит.
|
Эк (4.1-в)
|
Разрушение метафоры
|
Желательно задействовать
|
Лучше использовать
|
Прл (2.2)
|
Эксплицит модальность
|
все из них, и именно поэтому, наименую их стадиями, по нарастанию
|
все из них...
|
МтФ (5.3)
|
Эксплицит композиции
|
я начну вещать.
|
–
|
Лч (3.4)
Илл (1.6)
|
Проявление личности автора
Сообщение
|
На наш взгляд, не вполне корректное проявление авторского «я». Грубовато для иронии, по крайней мере. В выборе вариантов языковых средств зачастую можно найти выраженные проявления автора как личности, носителя определенных качеств и свойств.
Конструктивно-историческая <…>
|
Из опыта предков
|
ИК (5.2)
|
Усложненный термин
|
Помимо прямого физического, существовал и психологический аспект данного действа, кратко характеризующийся словом "Обломно".
|
Помимо прямого физического, существовал и психологический аспект данного действа, под названием «обломно».
|
ВФ (5.1)
|
Позиционное задание КС
|
Перенеся данную аналогию на нашу ситуацию, превратим ров земли в ров грязной и не стираной одежды <...>
|
Перенеся данную аналогию на нашу ситуацию, можно превратить ров земли в ров грязной и не стираной одежды <...>
|
Прл (2.2)
|
Интеракция, 1-е лицо мн.ч.
|
вместо рва с водой необходимо расставить всяческих шатких ведер и кастрюль с водой.
|
вместо рва с водой можно расставить всяческих шатких ведер и кастрюль с водой.
|
Кн (2.3)
|
Служебное ключевое слово предписания
|
Главное здесь количество - чем больше, тем лучше.
|
- чем больше, тем лучше.
|
Кн (2.3)
|
Утверждение предписания, элемент инструкции = направление действия.
|
Приведя в жизнь все сказанное в этой статье, ты получаешь в руки могучую силу,
|
Приведя в жизнь все сказанное в этой статье, можешь теперь использовать это на практике.
|
Прл (2.2)
|
Условная модальность
|
почти как Люк Вэйдерович
|
–
|
АЗ (2.5)
|
Номинация
|
|
–
|
ВФ (5.1)
|
Новая словоформа
|
Скайвокер <…>
|
–
|
Пар (kE)
ИК (5.2)
|
Ассоциация
Аллюзия
|
До скорого!
|
–
|
Интм (1.2)
Кмм
|
Диалог, связь с единичным читателем. Означает скорый выход нового журнала.
|
Пример 3. Текст: Нерушимый блок менеджеров и экспертов[4]
ККС (выделено жирным)
|
Нейтральный синоним ККС
|
ПФФТ
|
Прием
|
Тем временем, не сведущее о существовании Федорова сообщество французских социологов пишет открытое письмо - ну, просто как при Брежневе! Где ты, совок?
|
–
|
ЖА (kS)
|
Сравнение + ассоциация (центральный элемент поля)
|
Суть функции ускоренной ассоциации – одним словом передать целый пласт явлений. В связи с этим синонимом здесь должно было быть описание советского общества как явления, что, понятно, никак не уложится в формат нашего анализа.
Ну, а доверительный разговор Владислава Суркова и Юрия Левады и вовсе представить себе не менее сложно, чем дружбу бегемота с коброй <...>
|
Ну, а доверительный разговор Владислава Суркова и Юрия Левады и вовсе представить себе не менее сложно
|
Смв (4.2)
|
Аллегория
|
Теперь с этой ерундой покончено
|
Теперь с этой историей покончено
|
Внм (4.4)
|
Превращение известного в неизвестное
|
«Ерунда» - совсем не то слово, которое ожидается проектирующим сознанием реципиента, поэтому здесь известному следует дать новый облик, который далее оправдывается и обосновывается как дополнительная проекция ситуации.
При новом раскладе Администрация будет, можно сказать
|
–
|
Внм (4.4)
|
Сигнальные метаконструкции
|
Наличие таких метаконструкций сигнализирует о том, что далее возможен нетрадиционный, небанальный (авторский) подход к отображению действительности.
сама себе заказывать социологический опрос, сама за него перечислять деньги, а потом сама себе вручать результаты опроса <...>
|
сама себе заказывать социологический опрос, перечислять за него деньги, а потом вручать себе результаты опроса
|
Кнтр (4.7-б)
|
Анафора, парадокс
|
Как если вы, к примеру, выстроите среди леса картонный дом, то все и тыкать будут пальцем: о, картонный дом-то. А если вы насадите картонные деревья вокруг, из пенопласта травку, ручейки из оргалита. То кто вам скажет, что ваш дом фуфло? <...>
|
–
|
Смв ( 4.2)
|
Развернутый образ
|
А что, скажете, не скушают? Экспертный совет из политических журналистов, который будет социологической службе назначать темы для исследований, а затем проверять качество проведенных исследований, - не скушают? Скушают.
|
–
|
ПЭ (4.7-а)
|
«Разветвление» объекта
|
Вообще, парламент превратить в балаган - это любой разводила с деньгами может. Или общественное мнение в балаган превратить? Уже интереснее. А всякую там экспертизу и социологию с потрохами? Это вот задача для истинного таланта. А там, может, и до химии с географией доберемся.
|
Вообще, парламент превратить в балаган - это любой разводила с деньгами может. Или общественное мнение в балаган превратить? А всякую там экспертизу и социологию с потрохами? Вот задача для истинного таланта.
|
ПЭ (4.7-а)
|
Климакс
|
[1] Дополнительная ЦУТ «развлечение» – выбор отрезка действительности с привлекающими внимание элементами.
[3] Источник: журнал «Хулиган», от 06.05.2003. Автор: Алексей (непрофессиональный журналист).
|