Каталог файлов
Главная » Файлы » Примеры продуктивного анализа медиатекстов » Анализ прагматики

Примеры реализации прагматической функции фрагмента текста (ПФФТ)
24.01.2023, 01:20

Примеры реализации прагматической функции фрагмента текста (ПФФТ)

см. классификацию ПФФТ

Пример 1. Текст: «Возвращение» по-русски. Страна, мы вернулись! что же ты нас плохо встречаешь? (Источник: МК от 09.09.2003. Автор: Е.Скворцова-Ардабацкая; продолжение, начало: стр…)

КС (выделено жирным) Нейтральный синоним ККС ПФФТ Прием

И, скажем, приз Католической ассоциации очень ценен для меня  -  потому что в картине есть важный мотив обращения к религиозному мировоззрению.

И, скажем, приз Католической ассоциации очень ценен для меня  -  потому что в картине есть мотив обращения к религиозному мировоззрению.

Внм (4.4)

Сигнальная лексика

Для меня принципиально важно, что именно это заметили, и так я получил, можно сказать, ответы на мои вопросы. Еще мы получили приз студенческой кинематографической молодежи и приз критиков влиятельного итальянского журнала “Кино” с формулировкой “За духовные и человеческие ценности”.

Для меня принципиально важно, что это заметили, и так я получил, можно сказать, ответы на мои вопросы. Еще мы получили приз студенческой кинематографической молодежи и приз критиков влиятельного итальянского журнала “Кино” с формулировкой “За духовные и человеческие ценности”.

Внм (4.4)

Сигнальная лексика

Давайте вернемся к главным героям — мальчикам. Мировая пресса восхищалась их игрой - как вы работали с ними, как добивались от них нужной вам реакции, как заставляли их страдать перед камерой?..

Давайте вернемся к главным героям - мальчикам. Мировая пресса восхищалась их игрой - как вы работали с ними, как добивались от них нужной вам реакции, как направляли их усилия перед камерой?..

Шкр (4.6) +

Эк (4.1-г) +

Илл (1.6)

контаминация понятий разных контекстов

Номинация эмоции

 

Провокация

Я не заставлял их страдать. Они - здравомыслящие люди. Я знал, что они не страдают, а понимают, что находятся в условной ситуации - это же кино. Они читали сценарий, и мы общались на равных. Они понимали, в чем они участвуют. Это досужие домыслы людей, которые не знают, как делается искусство, - думать, что режиссер заставляет страдать. Ничего такого не происходит - происходит труд, работа людей, которые призваны к тому, чтобы быть актерами, - они осуществляют свое дело, я правильно говорю? - обращается Звягинцев за поддержкой к Константину Лавроненко, исполнившему в фильме роль отца и до того не участвовавшему в разговоре, а лишь внимательно слушающему. И я спрашиваю актера:

 - Костя, насколько тема отношения отцов и детей близка вам лично?

 - Моя собственная жизнь намного меньше, чем жизнь этого человека, - отвечает Лавроненко. - Что же касается биографии образа - откуда он, что он, как он, - все это в данной истории не важно, не об этом шла речь, и я даже не выстраивал для себя его судьбу. Константин очень лаконичен - в образе своего героя говорит как рубит, объясняя, чем занимается после ухода из “Сатирикона”:

Я не заставлял их страдать. Они - здравомыслящие люди. Я знал, что они не страдают, а понимают, что находятся в условной ситуации - это же кино. Они читали сценарий, и мы общались на равных. Они понимали, в чем они участвуют. Это досужие домыслы людей, которые не знают, как делается искусство, - думать, что режиссер заставляет страдать. Ничего такого не происходит - происходит труд, работа людей, которые призваны к тому, чтобы быть актерами, - они осуществляют свое дело, я правильно говорю? - обращается Звягинцев за поддержкой к Константину Лавроненко, исполнившему в фильме роль отца и до того не участвовавшему в разговоре, а лишь внимательно слушающему. И я спрашиваю актера:

 - Костя, насколько тема отношения отцов и детей близка вам лично?

 - Моя собственная жизнь намного меньше, чем жизнь этого человека, - отвечает Лавроненко. - Что же касается биографии образа - откуда он, что он, как он, - все это в данной истории не важно, не об этом шла речь, и я даже не выстраивал для себя его судьбу. Константин очень лаконичен - в образе своего героя говорит прямо, объясняя, чем занимается после ухода из “Сатирикона”:

Эк (4.1-в)

Внм (4.4)

Сравнение

Образ действия

Я не играю в театре: территорию театра я оставил семь лет назад. Навсегда. Чем занимаюсь сейчас? Чем угодно. Но не актерством. Буду ли дальше сниматься в кино? Но это уже зависит не от меня.

Более конкретно отвечал на вопросы продюсер Дмитрий Лесневский, до “Возвращения” занимавшийся исключительно телесериалами, и довольно успешно (“Некст”, “Клетка”, “Нина” и пр.).

Я не играю в театре: территорию театра я навсегда оставил семь лет назад. Чем занимаюсь сейчас? Чем угодно, но не актерством. Буду ли дальше сниматься в кино - зависит не от меня.

Более конкретно отвечал на вопросы продюсер Дмитрий Лесневский, до “Возвращения” занимавшийся исключительно телесериалами, и довольно успешно (“Некст”, “Клетка”, “Нина” и пр.).

ВФ (5.1)

Эст (5.4)

Остранение синтаксическими средствами (группа неполных предложений)

Воспроизведение авторского стиля

“Возвращение” - случайность для вашей компании или только первый выстрел из обоймы, и следующие уже на подходе?

“Возвращение” - случайность для вашей компании или только первая такая работа, и следующие уже на подходе?

Эк (4.1-в)

Метафора

Скоро запускаем комедийный сериал - главную роль в нем сыграет известнейший французский актер,

Скоро запускаем комедийный сериал - главную роль в нем сыграет известный французский актер,

ИЗ (4.5)

Лексика

имя которого я пока сохраню в тайне).

Внм (4.4)

Интр (4.3)

Сигнальная лексика

Сокрытие пропозиции

Пример слова, сигнализирующего о целой ситуации, относимый к реализации ПФФТ.

 

Еще две полнометражные картины - в разных жанрах: комедия с попыткой мирового проката и картина

Еще две полнометражные картины - в разных жанрах: комедия с попыткой зарубежного проката

ИЗ

Масштаб факта

для России - поиск культа, то есть попытка создать молодежный культовый фильм, но на другой почве, нежели мы привыкли.

и картина для России - поиск культа, то есть попытка создать молодежный фильм, но на другой почве, нежели мы привыкли.

Эк (4.1-в)

 

См. примечание к 4.1-в, случай «f».

И, конечно, будем искать сценарий для нового фильма Андрея. У него же колоссальная ответственность перед самим собой, перед миром - цена ошибки велика. Я думаю, мы потратим много времени перед тем, как выйти с новым фильмом Андрюши. У нас уже есть предложения и от французов, и от итальянцев о копродукции, но для меня это не самое важное и интересное: если понадобятся европейские деньги — мы их возьмем, если не понадобятся - нет. Кино и у нас приносит прибыль, если все правильно делать.

- Говорят, бюджет “Возвращения” - 10 миллионов долларов[1]

И, конечно, будем искать сценарий для нового фильма Андрея. У него же колоссальная ответственность перед самим собой, перед миром - цена ошибки велика. Я думаю, мы потратим много времени перед тем, как выйти с новым фильмом Андрюши. У нас уже есть предложения и от французов, и от итальянцев о копродукции, но для меня это не самое важное и интересное: если понадобятся европейские деньги — мы их возьмем, если не понадобятся - нет. Кино и у нас приносит прибыль, если все правильно делать.

- Говорят, бюджет “Возвращения” - 10 миллионов долларов

 

 

- С самого начала картина окружена большим количеством мифов. 10 миллионов не было, у картины - средний российский бюджет, очень скромный.

- С самого начала о картине много говорили и придумывали. 10 миллионов не было, у картины - средний российский бюджет, очень скромный.

Внм (4.4)

Интр (4.3)

Сигнальная лексика

Сокрытие пропозиции

Но цифру я называть не стану: пусть останется мифом.

Внм (4.4)

Интр (4.3)

Сигнальная лексика

Сокрытие пропозиции

В моей жизни так много коммерческих проектов, что тут я скрипел зубами, но терпел: мы где-то на год не уложились в сроки.

В моей жизни так много коммерческих проектов, что было непросто, но я терпел: мы где-то на год не уложились в сроки.

Эк (4.1-в)

Эк (4.1-г)

Метафора

Косвенная номинация эмоции

От замысла до реализации прошло три года.

 - Вы сильно изменили сценарий? И вообще много диктовали режиссеру[2]?

От замысла до реализации прошло три года.

 - Вы сильно изменили сценарий? И вообще много советовали режиссеру?

Илл (1.6)

Провокация

Конфликт социальных ролей.

 

Сам нашел и купил сценарий, а затем предложил Андрею переосмыслить текст. (Сценаристы — Александр Новотоцкий и Владимир Моисеенко. Предыдущие их работы - сценарии сериала “Маросейка” и картины Эльдара Рязанова “Старые клячи”. - Е.С.-А.) Первоначально это была сильная бытовая драма, а мы сняли совсем другое кино, взяв из сценария только сюжетную линию. Буквально реализованный сценарий оказался бы никому не нужен. Мы изменили часть сюжета - начало и конец, а главное - смысл, что заслуга Андрея полностью. Хотя мы много спорили.

- Вы даете деньги и позволяете с собой не соглашаться?..

 - Всегда. Иначе ничего не добиться. Те люди, которые соглашаются (я имею в виду творцов) и не могут убедить, - у них нет шансов. Я соглашаюсь с теми, кто готов отказаться от чего угодно за свое видение, за свой путь.

- И все-таки: вы задумывали кино под Канн, под Венецию, под большие фестивали?

- Мы просто хотели снять

Я сам нашел и купил сценарий, а затем предложил Андрею переосмыслить текст. (Сценаристы — Александр Новотоцкий и Владимир Моисеенко. Предыдущие их работы - сценарии сериала “Маросейка” и картины Эльдара Рязанова “Старые клячи”. - Е.С.-А.) Первоначально это была сильная бытовая драма, а мы сняли совсем другое кино, взяв из сценария только сюжетную линию.

Буквально реализованный сценарий оказался бы никому не нужен. Мы изменили часть сюжета - начало и конец, а главное - смысл, что заслуга Андрея полностью. Хотя часто наши точки зрения не совпадали.

- Вы даете деньги и позволяете с собой не соглашаться?..

 - Всегда. Иначе ничего не добиться. Те люди, которые соглашаются (я имею в виду творцов) и не могут убедить, - у них нет шансов. Я соглашаюсь с теми, кто готов отказаться от чего угодно за свое видение, за свой путь.

- И все-таки: вы задумывали кино под Канн, под Венецию, под большие фестивали?

 

- Мы просто хотели снять

Интр (4.3)

Пропозиция конфликта

этот фильм. История же меня привлекла среди прочего тем, что я тоже отец, у меня тоже два сына. Моим мальчишкам, правда, пять и семь лет. Но тема близка. У Андрея свой взгляд, но личного мотива не было: у него пока детей нет.

- Как вы считаете: почему именно вы?

- Здесь очень много оправданных ожиданий Европы, которая ждала и дождалась “Возвращения” - в прямом и переносном смыслах. Картину мы делали без желания фестивалей, без желания коммерческого успеха. Горели своим первым импульсом.

- Мы же все дебютанты в кино: я, режиссер да половина съемочной группы, - и нам было просто интересно.

этот фильм. История же меня привлекла среди прочего тем, что я тоже отец, у меня тоже два сына. Моим мальчишкам, правда, пять и семь лет. Но тема близка. У Андрея свой взгляд, но личного мотива не было: у него пока детей нет.

- Как вы считаете: почему именно вы?

- Здесь очень много оправданных ожиданий Европы, которая ждала и дождалась “Возвращения” - в прямом и переносном смыслах. Картину мы делали без желания фестивалей, без желания коммерческого успеха. Горели своим первым импульсом.

- Мы же все дебютанты в кино: я, режиссер да половина съемочной группы, - и нам было просто интересно.

 

 

 

Пример 2. Текст: "Девушка в жилище: превентивный удар"[3]

ККС (выделено жирным)

Нейтральный синоним ККС

ПФФТ

Прием

Глубоко убежден в том факте, что каждый из мужиков, живущих самостоятельно, иногда, глядя на среду своего обитания, задается вопросом - "А не пора ли снять носки с люстры?".

Глубоко убежден в том факте, что каждый из мужиков, живущих самостоятельно, иногда, глядя на среду своего обитания, задается вопросом - "А не пора ли убраться в квартире

Шкр (4.6)

Гротеск

Так же я убежден в ответе на этот немой ментальный вопрос, он всегда что-то вроде "А что, неплохой штрих для выражения внутреннего я"?

Так же я убежден в ответе на этот немой ментальный вопрос, он всегда что-то вроде "Неплохой штрих для выражения внутреннего я"?

Аф (3.1)

Пропозиция авторского выражения эмоции

И ведь скажем честно, нам, мужикам,

И ведь мужчинам

Вк  (1.1)

Интм (1.2)

1л. мн.ч.,  обращение

прочерчивание границ своей аудитории

В формате журнала необходимо постоянно поддерживать контакт со своей целевой аудиторией. В принципе, эта функция присутствует имплицитно, но зачастую в глянцевых журналах, целевая аудитория выводится на контакт именно за счет ККС, тогда очевидным становится фатический характер дискурса глянцевых журналов, поддерживающих ЦА в их выбранном – реальном или воображаемом социальном имидже, статусе и т.п.

пофиг <…>

все равно

МЛ (1.5)

Лч (3.4)

Мн (3.3)

Аф (3.1)

Молодежный арго

Исследование молодежной речи показало, что жаргон выполняет следующие психологические функции: «1)  средства снятия напряжения: а) через шутку и языковую игру; б)  через  вербальную агрессию;  2) сознательного нарушением табу; 3) бессознательного табуирования (на жаргоне так же, как и на иностран­ном языке, легче произнести слова, связанные с нарушением нравствен­ных запретов - ср.: мочить – убивать); 4) конформизма по отношению к окружающей речевой среде» [Морозова 2002: …].

нас данное положение дел устраивает, но рано или поздно в доме появляется забавное, очаровательное и вечно что-то мурлыкающе под нос существо, которое стремиться нарушить священный закон бардака, <…>

нас данное положение дел устраивает, но рано или поздно в доме появляется забавное, очаровательное и вечно что-то мурлыкающе под нос существо, которое стремиться нарушить принцип бардака,

Эк (4.1-в)

Парадокс

да и вообще, изменить все к чертовой матери <...>

да и вообще, изменить все совсем

ВФ (5.1)

Интм (1.2)

Эк (4.1– в)

Бранная лексика,  лексика, см. примечание к 4.1-в, случай «f»

Думаю, первый подход нам чужд.

Наверное, первый подход не годится

ИА (2.4)

Эвр (3.3)

Лч (3.4)

МЛ (1.5)

 

Если сравнить с фрагментом  «нам, мужикам, пофиг», то на месте манифестации (манифестации без раздумий) появился результат некоторой внутренней работы мысли, выраженной в тексте абзаца. Поэтому следует говорить именно об эвристике, а не о голой манифестации.

Конечно же, может возникнуть вопрос <…>

ПРЧ (1.3)

Лесика поля

Лексика, относящаяся к СП «коммуникация»: вопрос, ответ, дискуссия, спор, отзыв, предложение и т.д.

А задумайтесь над тем, какие компрометирующие предметы могут быть найдены в процессе уборки? Порнографические журналы, видеокассеты с прошлых празднеств, забытые бутылки и бульбуляторы,

А задумайтесь над тем, какие компрометирующие предметы могут быть найдены в процессе уборки? Порнографические журналы, видеокассеты с прошлых празднеств, забытые бутылки и кальяны,

ВФ (5.1)

«Странные» слова

открытая и наполовину использованная пачка презервативов (!), и даже (да-да, возможно и такое) верная резиновая подруга, оставшаяся с тяжелых времен. Да все что угодно, что может быть использовано потом феминой в дискуссии как рычаг влияния на тебя.

открытая и наполовину использованная пачка презервативов (!), и даже (да-да, возможно и такое) верная резиновая подруга, оставшаяся с тяжелых времен. Да все что угодно, что может быть использовано потом феминой в дискуссии против тебя

МЛ (1.5)

Илл (1.6)

Обращение

Угроза

Ты ведь этого не допустишь?

<…>

Этого можно не допустить

Илл (1.6)

Прл (2.2)

Вопрос + просьба

Номинация действия реципиента

Хорошо подготовленный мужик уже почти в безопасности от всех тех негативных последствий, что были перечисленными нами в предыдущем абзаце. В этом я попробую рассказать о самых

Хорошо подготовленный мужик уже почти в безопасности от всех тех негативных последствий, что были перечисленными нами в предыдущем абзаце. В этом речь пойдет о

АЗ (2.5)

Эксплицит значимость

распространенных и проверенных временем способах превращения дома в супер крепость, в которой не то что черт копыто,

распространенных и проверенных временем способах превращения дома в супер крепость, в которой

ВФ (5.1)

Табуированная лексика

самая что ни на есть хозяйственная и инициативная подруга веник сломает.

самая что ни на есть хозяйственная и инициативная подруга уступит.

Эк (4.1-в)

Разрушение метафоры

Желательно задействовать

Лучше использовать

Прл (2.2)

Эксплицит модальность

все из них, и именно поэтому, наименую их стадиями, по нарастанию

все из них...

МтФ (5.3)

Эксплицит композиции

я начну вещать.

Лч (3.4)

Илл (1.6)

Проявление личности автора

Сообщение

На наш взгляд, не вполне корректное проявление авторского «я». Грубовато для иронии, по крайней мере. В выборе вариантов языковых средств зачастую можно найти выраженные проявления автора как личности, носителя определенных качеств и свойств.

Конструктивно-историческая <…>

Из опыта предков

ИК (5.2)

Усложненный термин

Помимо прямого физического, существовал и психологический аспект данного действа, кратко характеризующийся словом "Обломно".

Помимо прямого физического, существовал и психологический аспект данного действа, под названием «обломно».

ВФ (5.1)

Позиционное задание КС

Перенеся данную аналогию на нашу ситуацию, превратим ров земли в ров грязной и не стираной одежды <...>

Перенеся данную аналогию на нашу ситуацию, можно превратить ров земли в ров грязной и не стираной одежды <...>

Прл (2.2)

Интеракция, 1-е лицо мн.ч.

вместо рва с водой необходимо расставить всяческих шатких ведер и кастрюль с водой.

вместо рва с водой можно расставить всяческих шатких ведер и кастрюль с водой.

Кн (2.3)

Служебное ключевое слово предписания

Главное здесь количество - чем больше, тем лучше.

 

 - чем больше, тем лучше.

 

Кн (2.3)

Утверждение предписания, элемент инструкции = направление действия.

Приведя в жизнь все сказанное в этой статье, ты получаешь в руки могучую силу,

Приведя в жизнь все сказанное в этой статье, можешь теперь использовать  это на практике.

Прл (2.2)

Условная модальность

почти как Люк Вэйдерович

АЗ (2.5)

Номинация

 

ВФ (5.1)

Новая словоформа

Скайвокер <…>

Пар (kE)

ИК (5.2)

Ассоциация

Аллюзия

До скорого!

 

Интм (1.2)

Кмм

Диалог, связь с единичным читателем. Означает скорый выход нового журнала.



 

Пример 3. Текст: Нерушимый блок менеджеров и экспертов[4]

ККС (выделено жирным)

Нейтральный синоним ККС

ПФФТ

Прием

Тем временем, не сведущее о существовании Федорова сообщество французских социологов пишет открытое письмо - ну, просто как при Брежневе! Где ты, совок?

ЖА (kS)

Сравнение + ассоциация (центральный элемент поля)

Суть функции ускоренной ассоциации – одним словом передать целый пласт явлений. В связи с этим синонимом здесь должно было быть описание советского общества как явления, что, понятно, никак не уложится в формат нашего анализа.

Ну, а доверительный разговор Владислава Суркова и Юрия Левады и вовсе представить себе не менее сложно, чем дружбу бегемота с коброй <...>

Ну, а доверительный разговор Владислава Суркова и Юрия Левады и вовсе представить себе не менее сложно

Смв (4.2)

Аллегория

Теперь с этой ерундой покончено

Теперь с этой историей покончено

Внм (4.4)

Превращение известного в неизвестное

«Ерунда» - совсем не то слово, которое ожидается проектирующим сознанием реципиента, поэтому здесь известному следует дать новый облик, который далее оправдывается и обосновывается как дополнительная проекция ситуации.

При новом раскладе Администрация будет, можно сказать

Внм (4.4)

Сигнальные метаконструкции

Наличие таких метаконструкций сигнализирует о том, что далее возможен нетрадиционный, небанальный (авторский) подход к отображению действительности.

сама себе заказывать социологический опрос, сама за него перечислять деньги, а потом сама себе вручать результаты опроса <...>

сама себе заказывать социологический опрос, перечислять за него деньги, а потом вручать себе результаты опроса

Кнтр (4.7-б)

Анафора, парадокс

Как если вы, к примеру, выстроите среди леса картонный дом, то все и тыкать будут пальцем: о, картонный дом-то. А если вы насадите картонные деревья вокруг, из пенопласта травку, ручейки из оргалита. То кто вам скажет, что ваш дом фуфло? <...>

Смв ( 4.2)

Развернутый образ

А что, скажете, не скушают? Экспертный совет из политических журналистов, который будет социологической службе назначать темы для исследований, а затем проверять качество проведенных исследований, - не скушают? Скушают.

ПЭ (4.7-а)

«Разветвление» объекта

Вообще, парламент превратить в балаган - это любой разводила с деньгами может. Или общественное мнение в балаган превратить? Уже интереснее. А всякую там экспертизу и социологию с потрохами? Это вот задача для истинного таланта. А там, может, и до химии с географией доберемся.

Вообще, парламент превратить в балаган - это любой разводила с деньгами может. Или общественное мнение в балаган превратить? А всякую там экспертизу и социологию с потрохами? Вот задача для истинного таланта.

ПЭ (4.7-а)

Климакс

 

 

[1] Дополнительная ЦУТ «развлечение» – выбор отрезка действительности с привлекающими внимание элементами.

[2] То же.

[3] Источник: журнал «Хулиган», от 06.05.2003. Автор: Алексей (непрофессиональный журналист).

[4] Источник: www.gazeta.ru, 12.09.2003; автор: Кирилл Рогов.

Категория: Анализ прагматики | Добавил: atamanov
Просмотров: 281 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]