1. Провокация несоблюдением моральных норм, или даже закона, в отношении автора к персонажу. Например, согласно закону о рекламе нельзя, унижать конкурентов, а в сюжете именно это и происходит. Вовлечение зрителя в оценку авторского замысла, в сопоставлении с нормой.
2. Провокация несоблюдением моральных норм в отношении персонажа к персонажу. Соответственно, нет негативной оценки данного нарушения со стороны автора. Вовлечение зрителя в оценку и, как правило, в осуждение аморального поведения персонажа и отчасти автора: А. Рекламируемый объект провоцирует проявления жадности и зависти: пила становится объектом раздора двух братьев. Б. Дети безжалостно иронизируют над отцом, поощряется жестокость. В. Нет осуждения героя-лжеца: он по ситуации выигрывает.
3. Провокация хамством в поведении персонажа. Соответственно, нет негативной оценки данного нарушения со стороны автора. Вовлечение зрителя в оценку и, как правило, в осуждение аморального поведения персонажа. А. К жителям города, которых провоцируют на унизительное поведение. Б. К испытуемым, которых окатывают водой из шланга. В. К маленькой девочке, которую зачем-то пугают на ночь.
4. Провокация изображением. Неприятно, например, видеть насилие, кровь на экране. Зритель вовлекается в оценку изображаемого.
|