Главная » Статьи » VI_Операции с вниманием аудитории » 35_Организация материала |
Уровень № 0 (нижний) – уровень целевой установки текста (ЦУТ). Здесь оформляется интенция будущего текста. Прагматическая ситуация инициирует рождение текста в качестве факта социальной действительности. Уровень № 1 – уровень материала; здесь, в соответствии с поставленными задачами, происходит переход из реальной действительности в действительность текстовую. Именно здесь объективное явление действительности получает первичную интерпретацию и становится фактом. Уровень № 2 – уровень проблематики; тема осмысляется, происходит ее интеллектуальная (пока еще не знаковая) обработка. Уровень № 3 – уровень образа; моделирование действительности ведется при помощи образов. Образы концентрируют смысл и обеспечивают адекватность, единство кодов адресанта и адресата. Уровень № 4 – уровень композиции, здесь ключевым понятием является «технология» текста как единого, связного, цельного произведения. На этом уровне автор как бы проверяет: «все ли работает», здесь все предыдущие уровни объединяются в целое. Четыре нижних уровня представляют собой первую иерархическую подструктуру: это модель законченного произведения, основанная на факторе материала и абстрагированная от вышестоящих уровней автора, жанровых особенностей и текстовых кодов. Уровень № 5 – уровень автора (авторских идей, оценок, теорий и т. п.). Это экспликация функционала текста автором, например в виде комментариев автора. Уровень № 6 – уровень жанровых особенностей. Нижние пять уровней элементов формировали метаструктуру автономного, единичного текста. Однако текст не существует вне формообразующих абстракций определенного множества текстов, в том числе – вне абстракции жанра. Понимание жанровых особенностей заставляет автора соотносить свой текст с множествами и подмножествами других текстов, шире использовать каноны определенного жанра. Уровень № 7 – уровень кодов. Уровень максимального абстрагирования автора от конкретного материала, и – одновременно – максимальное приближение к реализации прагматической функции фрагмента текста (см. главу 4). На этом уровне текст равен сумме кодов. Каждый текстовый элемент (фраза, слово, форма слова и т. д.) выделяется лишь постольку, поскольку определима его локальная заданность как средства коммуникации. Нулевой верхний уровень фиксирует факт того, что текст состоялся в социуме (на нулевом уровне был лишь замысел текста). На этом уровне возникают связи и отношения между данным текстом и соответствующими социальными объектами, в системе отношений которых родился данный текст. Текст получает социальное бытие, уже не отображает действительность, а сам становится частью этой действительности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1740 | | |
Всего комментариев: 0 | |