Главная » Файлы » Примеры продуктивного анализа медиатекстов » Анализ прагматики |
20.01.2023, 23:27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовые понятия: прагматическая установка текста (ПУТ), алгоритм реализации целевой установки текста (ЦУТ), модель социальной ситуации (МСС), ключевые слова (КС), синонимия МСС. Цель занятия: формирование умения определять МСС при первичной обработке данных; формирование умения формировать ПУТ на базе МСС. Слово преподавателя: Рассмотрим пример формирования ПУТ в рамках реализации ЦУТ «убеждение». Подобранные нами примеры помогают установить общее и выявить различия в стратегиях реализации ЦУТ «информирование» и ЦУТ «убеждение». Выделенные ключевые слова потенциально соотносятся с одной или несколькими возможными моделями интерпретации ситуации. Сегодня на занятии мы должны будем сформулировать возможные синонимы МСС, интерпретирующие исходную фактическую ситуацию. Далее студентам предлагается подборка текстов разных СМК, посвященных одной фактической ситуации. Им также предлагается подборка пословиц [Пословицы 1996], общим количеством 50–70. Пословицы подобраны таким образом, что релевантные учебной работе паремии сочетаются с нерелевантными в пропорции примерно 1:4. Студентам предлагается выделить ключевые слова текста, содержание которых символически реализует смысл той или иной поговорки, и маркировать ККС соответствующим номером, имеющимся у поговорки в подборке. В соответствии с теорией фреймов: пропозициями данных МСС являются (либо могут являться) приводимые комплексы ключевых слов. По выполнении данного задания проводится общее обсуждение, в котором варианты уточняются и исключаются (в случае признания группой нерелевантными фактической ситуации), после чего формируется пул МСС, максимально приближенный к законченной парадигме МСС фактической ситуации (см. таблицу П-10). Таблица П-10. Парадигма МСС (пример реализации ПУТ)
Ниже мы приводим несколько адаптированные к форме нашего исследования образцы заданий, в которых ссылки идут на финальную парадигму (табл. П-10), включающую лишь конечные отобранные релевантные МСС. Номера их указаны в скобках (выделены жирным шрифтом). Некоторые избранные комментарии, сделанные по ходу занятия в общей группе студентами или преподавателем, подчеркнуты в предлагаемых ниже текстах.
Пример П-10-a (Источник: MIGnews.com) РАСКРЫТ ИСТОЧНИК Полиция Великобритании официально подтвердила, что тело, найденное в пятницу утром в лесу на западе Лондона, принадлежит советнику правительства Великобритании по вопросам вооружения Дэвиду Келли. Представитель полиции заявил, что на теле не было найдено следов самоубийства (2, 3, 4, 12, 14) Парадигма МСС раскладывается на два основных блока: в одном из них заложены МСС, в которых признается факт самоубийства, в другом этот факт не признается. Как сообщалось ранее, в четверг примерно в 15:00 по местному времени Келли вышел прогуляться из своего дома, расположенного близ Абингдона, графство Оксфордшир. Семья заявила о пропаже Келли в полицию, когда к 23:45 он так и не вернулся домой. Смерть Келли вызывает много вопросов (1, 2 3, 4, 11, 12, 14 – здесь в блоке МСС, основанных на «самоубийстве», возникает дополнительное разделение. Самоубийство могло быть публичным актом ученого, что не следует из логики «раздавленного» человека), так как именно он, возможно, был тем, кто информировал ВВС о раздувании правительством масштабов угрозы со стороны оружия массового поражения, которое будто бы было у Ирака. Дэвид Келли, в прошлом занимавший пост инспектора по оружию массового уничтожения ООН, подтвердил Комитету по иностранным делам Палаты общин, что в действительности, беседовал с корреспондентом ВВС Эндрю Джиллигэном, но не полагал, что он будет использован в качестве источника для публикуемого репортажа (7). Он отрицал, что делал заявления, включенные в сообщение Джиллигэна (7) Тем не менее МСС, основанная на ключевом элементе из топосного ряда «внутренние состояния персонажа», а именно «Надломленный, расщепленный, нецелостный» оказывается одной из наиболее релевантных ситуации, по мнению группы. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, находящийся с визитом в Японии уже отдал распоряжение о проведении расследования обстоятельств смерти своего советника. В Великобритании опасаются, что эта история может привести к масштабному правительственному кризису (5, 11) В принципе, эта МСС рассматривается как следствие основного события и не должна входить в парадигму (таблица П-10). Однако МСС № 11 могла быть напрямую связана с МСС № 5: ученый должен был быть уверен, что скандал замять не удастся.
Пример П-10-b (Источник: NEWSru.com) ЖУРНАЛИСТ ВВС ДАЛ ПОКАЗАНИЯ О САМОУБИЙСТВЕ ДОКТОРА КЕЛЛИ Именно Эндрю Гиллиган в своем репортаже заявил о том, что британское правительство сфальсифицировало данные о наличии в Ираке оружия массового поражения, сославшись при этом на неназванный источник среди военных экспертов, отмечает ВВС. Этим источником оказался доктор Келли. Оказавшись в центре скандала, он не выдержал напряжения и покончил с собой (7, 9, 14). Его тело было найдено 18 июля неподалеку от деревни Лонгуорт, графство Оксфордшир. Журналист предоставил суду записи интервью с доктором Келли, в котором он утверждал, что данные досье о наличии в Ираке оружия массового поражения были изменены и сделаны "более впечатляющими" (2, 3, 4, 12 – данный факт проявляет возможную мотивацию дополнительного круга лиц (правительства) и подключает целый блок МС («не самоубийство»), передает Skynews. Доктор Келли заявил, что изменения были сделаны за неделю до публикации досье. По его словам, правительство преувеличило реальную угрозу того, что Хусейн может в течение 45 минут привести в действие оружие массового поражения. Эксперт отмечал, что правительство основывало свои утверждения на данных только одного источника, в то время как множество других данных свидетельствовали о том, что данные досье были значительно преувеличены. Журналист также сказал, что слова Дэвида Келли о "приукрашивании" иракского досье были подтверждены другими правительственными источниками. (2, 3, 4, 12) По его словам, оба дополнительных источника подтвердили, что досье было изменено. "Ни один из них не стал этого отрицать, правда, один сказал, что я не могу получить прямое подтверждение, а должен продолжать "раскапывать" ситуацию", - сообщил Гиллиган. Вопрос о том, действительно ли правительство сознательно преувеличило иракскую угрозу, лежит в центре серьезнейшего кризиса доверия к Блэру (5) с момента его прихода к власти в 1997 году.
Пример П-10-c (Источник: NEWSru.com) ТОНИ БЛЭР ПРИЗВАЛ ПРЕКРАТИТЬ РАСПУСКАТЬ СПЛЕТНИ ВОКРУГ СМЕРТИ УЧЕНОГО ДЭВИДА КЕЛЛИ Премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвал прекратить распускать сплетни вокруг смерти ученого Дэвида Келли, (5, 10 – решительный тон официальных лиц совершенно не отменяет всего спектра интерпретаций. Более того, он вполне вписывается в блок МС «не самоубийство»). Однако, решительно обозначив свою позицию, правительство дает понять о безрезультатности подобных интерпретаций, что, в конечном счете, приводит к прекращению построения интерпретаций вообще. которого правительство подозревает в передаче BBC данных о фальсификации британскими официальными лицами "иракского досье", сообщает ИТАР-ТАСС. Тело доктора было обнаружено накануне в местечке Харроудаун-Хилл. "Пока всем нам – политикам и средствам массовой информации – следует проявить уважение и сдержанность" (3,10), – заявил сегодня находящийся в Японии с визитом глава британского правительства. Блэр назвал "ужасной трагедией" гибель эксперта британского военно-промышленного комплекса.
Пример П-10-d (Источник: http://www.olo.ru.) ОПУБЛИКОВАНА СТАТЬЯ ДЭВИДА КЕЛЛИ, В КОТОРОЙ ОПРАВДЫВАЕТСЯ ВОЙНА В ИРАКЕ Дэвид Келли, покончивший жизнь самоубийством ведущий британский эксперт по оружию массового поражения, написал статью, в которой говорилось, что военные действия – единственный способ "окончательно разоружить" Ирак. Как сообщает в воскресенье Observer, вдова Келли передаст доказательства следствию в понедельник. Газета напечатала эту статью Келли. "Ирак потратил 30 лет на то, чтобы нарастить арсенал оружия массового поражения", – говорится в ней. "Хотя сейчас угроза, представляемая Ираком мала... он никогда не отказывался от намерения разрабатывать и накапливать подобное оружие как для военных, так и для террористических целей", – пишет Келли. По его словам, все сотрудничество с инспекторами было поверхностным, и что в ходе инспекций были обнаружены ракеты, которые должны были использоваться как химическое или биологическое оружие. "После 12 безуспешных лет руководства ООН разоружением, военная сила, к сожалению, оказывается единственным способом окончательного разоружения Ирака", – написал Келли примерно за месяц до начала операции США и Великобритании в Ираке (15). Комментарий. Само событие (смерть ученого) как элемент не вписывается ни в одну из МСС, представленных в тексте, за исключением № 15 (в принципе отрицающей смысловые связи между элементами). В случае если факт статьи Келли помогли «обнаружить» некие заинтересованные лица, роль этого факта, как и модели № 15, имеет особое значение. В технологиях антикризисного «пиара» часто применяется вброс информации, которая не может быть осмыслена в рамках действующей системы смыслов. В результате, деятельность сознания реципиента по построению каких бы то ни было интерпретаций ситуации (в данном случае смерти Келли) оказывается заблокирована. Такой прием применяли, например, войска США, которые бомбили иракские города и одновременно поздравляли жителей с их национальным праздником. По замыслу, это не позволяло иракцам сосредоточиться на каком бы то ни было определенном отношении к войскам США (то есть выработать ненависть к противнику), независимо от очевидности их антииракских намерений. Применительно к рассматриваемой ситуации, можно сделать предположение, что кому-то выгодно в принципе заблокировать любые интерпретации смерти ученого, что в конечном счете вписывается в стратегию (ПУТ) «замять» дело (МСС № 10 в табл. П-10).
Пример П-10-e Источник: журнал «Континент» (http://continent.kz/2003/15/3-1.htm). СУДЬБА УЧЕНОГО Геронтологи установили, что люди, занимающиеся активным умственным трудом – ученые, писатели и т. д., – живут, по статистике, заметно дольше обычных граждан. Но наш герой ушел из жизни, не достигнув даже пенсионного возраста. Жил в Соединенном королевстве ученый Дэвид Келли, высокопрофессиональный микробиолог по роду занятий и типичный английский джентльмен по внешности и образу жизни. Для любого служителя науки конечной целью его деятельности является установление истины. Этим принципом руководствовался и Келли, когда занимался микробиологией в управлении химзащиты британского минобороны и тогда, когда в недобрый час согласился принять участие в работе инспекторов ООН в Ираке. Его профессиональная и человеческая репутация была безупречной (4), что и послужило причиной приглашения на эту работу. Келли крайне добросовестно отнесся к своим обязанностям (4) в качестве инспектора и к концу своей деятельности располагал самой достоверной информацией относительно положения дел в производстве биологического и химического оружия в саддамовском Ираке. Роковым (9) для Келли стало его интервью корреспонденту Би-Би-Си, из которого следовало, что британское, а вслед за ним и американское правительства фактически фальсифицировали так называемое иракское досье. Разгоревшийся скандал (5) вокруг разоблачений Келли поставил под угрозу существование правительства (3) лейбористов и привел к тому, что и Блэр и Буш были уличены в публичной лжи. Началась официальная травля ученого (1, 3). Итог – найденное 18 июля мертвое тело ученого. Смерть Келли сопровождалась крайне подозрительными деталями (3, 2), целью которых было навести следствие на версию о самоубийстве. Однако специалисты из криминальных кругов и спецслужб сомневаются в суицидальной версии (2, 3). В любом случае, было ли это самоубийство или же с Келли расправились по заданию верхов (2, 3), его смерть должна стать укором (4) правящим кругам Великобритании, с такой легкостью пожертвовавшим репутацией (1) и жизнью порядочного человека и честного специалиста (4).
Подводим вместе с группой итоги работы и делаем общие выводы. Примеры П-10-a-d имеют новостной характер с ведущей ЦУТ «информирование». Автор здесь, в соответствии с прагматической ситуацией, должен быть объективен и избегать аналитических МСС, включающих элементы причины, следствия и так далее. Автор формирует факт-событие. Однако если аналитически выстраивать парадигму МСС автору не позволяет прагматика данного текста, то никто не запрещает делать это читателю. В примере П-10-e – ведущая ЦУТ «убеждение», и автор может позволить эксплицировать установочные выводы на основе привлекаемых фактов. Напомним, что автору при формировании ПУТ далеко не всегда обязательно выстраивать полную структуру МСС. Чаще его задачей является только обозначить искомую МСС, причем нередко – минимальным количеством пропозиций. Тогда, в соответствии с психологическими особенностями восприятия информации, реципиент сам начнет достраивать нужную МСС. При этом чем значительнее «личный» вклад реципиента в формирование смысла, тем большую конечную «веру» в этот смысл он приобретет. Задача автора в данном случае – не столько убедить читателя, сколько «навести его на (определенную) мысль», «запустить» процессы смыслопорождения в определенном направлении, в конечном итоге, так выстроить ККС, чтобы читатель принял соответствующую МСС как самостоятельно выстроенную. По итогам занятия группа пришла к выводу, что парадигма МСС могла быть составлена уже на основе материала П-10-a. Те студенты, которым в большей степени удалось сделать это, отметили, что в изученных впоследствии материалах часть МСС (из парадигмы) оказалась задействованной, часть – нет. Однако последнее обстоятельство не отменяет, а может быть, даже обосновывает необходимость построения подобной МСС аналитически, в самом начале работы над группой фактов, объединенных общим событием. Студенты отметили, что именно в парадигме МСС объемность и структурность смысла оказывается максимальной. Приводим ниже парадигму МСС к статье – как пример развернутого бэкграунда к тексту, который автор должен вывести на сознательный уровень (то есть опознать МСС, с любой вероятностью существующие в действительности).
[1] Студенты использовали топосный ряд «Структура судьбы» [2] Студенты использовали топосный ряд «Внутреннее состояние персонажа»: (Путник в пустыне). Изнуренный, обессиленный, изможденный / (Священник). Правильный, благочестивый, чинный /(Раненый). Надломленный, расщепленный, нецелостный / (Поэт). Бредовый, горячечный, ломкий, трепетный, лихорадочный, порывистый). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |