Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Стратегия оПознания

XV. Алгоритм реализации целевой установки текста (ЦУТ)

Предыдущий фрагмент


1. ЦУТ определяет последовательность действий-операций в деятельности по созданию конкретного текста СМК, и каждая такая последовательность становится компонентом прагматического содержания текста СМК. Каждой из пяти ЦУТ соответствует не только пошаговый алгоритм ее реализации, но также: ведущий тип (типы) МСС; ведущая структура (структуры) МСС; ведущий характер связи между фактами, реализующими МСС.

Указанные соответствия представлены в Таблице ниже.


2. Реализация ЦУТ «развлечение», как правило, начинается с выбора отрезка действительности в соответствии с прагматической ситуацией текста. Здесь характерны самодостаточность факта, акцент на детали (элементе МСС), а подводка к ней осуществляется как логически, так и ассоциативно. Используются обычно тема-рематическая, парадигматическая, сюжетная и фрагментарная структуры МСС, а по типу – МСС житейские и эмоционального сопереживания.


3. Реализация ЦУТ «рекламирование» начинается с постановки в фокус внимания ключевой темы, соотносящейся с рекламируемым объектом: качество, признак, оценка, связь с другим объектом и т.д. На следующем шаге алгоритма данную тему необходимо представить как элемент полноценной МСС, для которой далее можно подобрать контекст, отрезок действительности, а далее наполнять пропозиции МСС фактами-деталями, то есть создавать конкретный сюжет на основе общей модели. Для построения МСС обычно требуется фрагментарная или  синтаксическая структура, по типу – житейские и МСС эмоционального сопереживания.


4. Реализация ЦУТ «информирование» осуществляется в последовательности: отрезок действительности – МСС – ключевая тема – заполнение фактами деталями. ЦУТ «информирование» в идеале характеризуется свободным выбором автора на всех шагах алгоритма деятельности. Иерархия фактов принимается по выбранному фактору: времени, логике развития события, значимости для аудитории и т.п.


5. Для реализации ЦУТ «убеждение» и «побуждение» характерны сюжетная и синтаксическая структуры МСС, а также житейские, контекстные и  специальные типы МСС. При убеждении происходит выстраивание различных моделей ситуации на основе различной интерпретации  фактов. Побуждение характеризуется включением субъекта-реципиента в  модель ситуации, а выстраивание фактов происходит вокруг  модели со включенным субъектом.


6. Отметим, что выбор позиции в отображении действительности может быть инициирован непосредственно субъектом-автором, а может быть предустановлен в задании автору, например, от редакции. В прагматической ситуации нужно учитывать не только авторские интенции, но и весь комплекс мотивов лиц, участвующих в производстве конкретного текста СМК. В связи с этим, правильнее говорить не о замысле автора текста, а о комплексе «заказ-выбор смыслов», где «выбор» зависит в большей степени от субъекта-автора (компетентности, мотивации, профессиональных и организационных возможностей и т.д.), а «заказ» – от внешних сил, способных влиять на субъекта-автора и передавать ему свои интенции в отношении текста.


7. Кроме того, замысел ка единицу содержания сложнее структурировать и воспроизвести в тексте, чем комплекс «заказов» и «выборов», обусловленный одной из пяти ЦУТ; этот комплекс как повторяемая определенная последовательность операций моно ввести как элемент обучающей технологии.


8. При описании деятельности автора с ЦУТ на «убеждение» и «побуждение» речь идет уже не о выборе МСС как смысловых опор в отображении действительности (как в ЦУТ на «развлечение», «рекламирование» и «информирование»), а об отборе смыслов, совершаемом в определенной последовательности действий, то есть – об «отборе выборов».

 

№ шага

 

Элемент прагматической ситуации

Целевая установка текста (ЦУТ)

ПДО № 1

ПДО № 2

ПДО № 3

ПДО № 4

ПДО № 5

заказ автору

развлечение

рекламирование

информирование

побуждение

убеждение

выбор автором

заказ автору

ключевой темы

отрезка действительности

отрезка действительности

выбор автором

отрезка действительности

отрезка действительности

отрезка действительности

заказ автору

МСС

 

приоритетной модели социального поведения реципиента

ключевых тем  - потенциальных фрагментов МСС

выбор автором

ключевой темы

МСС

 

ключевых тем -  потенциальных фрагментов МСС

заказ автору

приоритетных фактов-деталей

выбор автором

МСС

 

отрезка действительности

ключевой темы

моделей социального поведения реципиента

приоритетных фактов-деталей

заказ автору

приоритетной МСС

выбор автором

фактов-деталей

фактов-деталей

фактов-деталей

ключевых тем – фрагментов приоритетной модели социального поведения реципиента

приоритетной МСС

заказ автору

ключевых тем – фрагментов приоритетной МСС

выбор автором

фактов-деталей

ключевых тем – фрагментов приоритетной МСС


9. Примечания к ПДО с ЦУТ «убеждение»:

  • вариант шага – «а» или б» – зависит от степени ангажированности автора;
  • в PR-кампании инициирование фактов обеспечивается технологиями специальных событий  (special-events).

Примечания к ПДО с ЦУТ «побуждение»:

  • при реализации ЦУТ «пропаганда» реципиент не информируется об альтернативных МСС.

10. Как видно из Таблицы, ПДО №№ 1, 2, 3 имеют меньшее количество операций в последовательности, чем ПДО №№ 4, 5; соответственно есть основание считать характер моделирования при реализации ЦУТ «побуждение» и «убеждение» сравнительно более сложным. Для понимания механизма реализации данных ЦУТ необходимо ввести понятие оценки.


Следующий фрагмент

Категория: Стратегия оПознания | Добавил: atamanov (08.01.2023)
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]