Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Стратегия оПознания |
1. ЦУТ определяет последовательность действий-операций в деятельности по созданию конкретного текста СМК, и каждая такая последовательность становится компонентом прагматического содержания текста СМК. Каждой из пяти ЦУТ соответствует не только пошаговый алгоритм ее реализации, но также: ведущий тип (типы) МСС; ведущая структура (структуры) МСС; ведущий характер связи между фактами, реализующими МСС. Указанные соответствия представлены в Таблице ниже. 2. Реализация ЦУТ «развлечение», как правило, начинается с выбора отрезка действительности в соответствии с прагматической ситуацией текста. Здесь характерны самодостаточность факта, акцент на детали (элементе МСС), а подводка к ней осуществляется как логически, так и ассоциативно. Используются обычно тема-рематическая, парадигматическая, сюжетная и фрагментарная структуры МСС, а по типу – МСС житейские и эмоционального сопереживания. 3. Реализация ЦУТ «рекламирование» начинается с постановки в фокус внимания ключевой темы, соотносящейся с рекламируемым объектом: качество, признак, оценка, связь с другим объектом и т.д. На следующем шаге алгоритма данную тему необходимо представить как элемент полноценной МСС, для которой далее можно подобрать контекст, отрезок действительности, а далее наполнять пропозиции МСС фактами-деталями, то есть создавать конкретный сюжет на основе общей модели. Для построения МСС обычно требуется фрагментарная или синтаксическая структура, по типу – житейские и МСС эмоционального сопереживания. 4. Реализация ЦУТ «информирование» осуществляется в последовательности: отрезок действительности – МСС – ключевая тема – заполнение фактами деталями. ЦУТ «информирование» в идеале характеризуется свободным выбором автора на всех шагах алгоритма деятельности. Иерархия фактов принимается по выбранному фактору: времени, логике развития события, значимости для аудитории и т.п. 5. Для реализации ЦУТ «убеждение» и «побуждение» характерны сюжетная и синтаксическая структуры МСС, а также житейские, контекстные и специальные типы МСС. При убеждении происходит выстраивание различных моделей ситуации на основе различной интерпретации фактов. Побуждение характеризуется включением субъекта-реципиента в модель ситуации, а выстраивание фактов происходит вокруг модели со включенным субъектом. 6. Отметим, что выбор позиции в отображении действительности может быть инициирован непосредственно субъектом-автором, а может быть предустановлен в задании автору, например, от редакции. В прагматической ситуации нужно учитывать не только авторские интенции, но и весь комплекс мотивов лиц, участвующих в производстве конкретного текста СМК. В связи с этим, правильнее говорить не о замысле автора текста, а о комплексе «заказ-выбор смыслов», где «выбор» зависит в большей степени от субъекта-автора (компетентности, мотивации, профессиональных и организационных возможностей и т.д.), а «заказ» – от внешних сил, способных влиять на субъекта-автора и передавать ему свои интенции в отношении текста. 7. Кроме того, замысел ка единицу содержания сложнее структурировать и воспроизвести в тексте, чем комплекс «заказов» и «выборов», обусловленный одной из пяти ЦУТ; этот комплекс как повторяемая определенная последовательность операций моно ввести как элемент обучающей технологии. 8. При описании деятельности автора с ЦУТ на «убеждение» и «побуждение» речь идет уже не о выборе МСС как смысловых опор в отображении действительности (как в ЦУТ на «развлечение», «рекламирование» и «информирование»), а об отборе смыслов, совершаемом в определенной последовательности действий, то есть – об «отборе выборов».
9. Примечания к ПДО с ЦУТ «убеждение»:
Примечания к ПДО с ЦУТ «побуждение»:
10. Как видно из Таблицы, ПДО №№ 1, 2, 3 имеют меньшее количество операций в последовательности, чем ПДО №№ 4, 5; соответственно есть основание считать характер моделирования при реализации ЦУТ «побуждение» и «убеждение» сравнительно более сложным. Для понимания механизма реализации данных ЦУТ необходимо ввести понятие оценки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 387 | |
Всего комментариев: 0 | |