Главная » Статьи » II_Жанровая специфика » 13_Наращивание реальности |
I. Простейшие топосы как смысловые модели развития темы1. Первый канон риторической разработки речи включает подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности, об источниках изобретения доводов и аргументов. Эти источники выстроены в иерархию – от наиболее абстрактных к наиболее конкретным. 2. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов: Кто? Что? Где? Как? С помощью кого? При посредстве чего? Когда? Зачем? Почему? 3. Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами или топосами (греч. τόπος, лат. loci). В современной вузовской риторике они именуются также «смысловыми моделями» или «схемами», а сам подраздел – топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. 4. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом: 4.1. Условия: Кто? Что? Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т.д. Пример развития темы: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; определение компьютера, внутренняя архитектура (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети, состоящие из нескольких компьютеров, глобальная сеть и т.д. Сравнение: компьютер и абак, компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т.д. 4.2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего? Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т.д. Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, оптический сигнал, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение. 4.3. Условия: Где? Когда? Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т.д. Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры (сначала – только производственное и служебное использование). Время возникновения: 20 в. Счетные машины прошлых веков и т.д. 4.4. Условия: Зачем? Почему? Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т.д. Пример: почему возникли компьютеры, для чего они сегодня используются, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия в виде информационных войн и т.д. Каждую группу мест составитель речи или текста может наполнять в зависимости от собственных потребностей, исключая некоторые топосы или добавляя новые. Необходимо также иметь в виду, что структура мест ни в коей мере не идентична структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная структура, помогающая подбирать содержательное наполнение. 4.5. Эти топосы в значительной части содержания являются неявным основанием картины мира. Как видим, важным моментом, укрепляющим эти общие места, является их опора на семантику вопросительных местоимений, в том числе: откуда, куда, сколько, какой, куда, откуда, какой и т. д. II. Общие местаСуществуют повсеместно принятые общие места, которые выработаны широкой практикой и поддержаны авторитетными текстами. Повсеместно принятые общие места всегда имеют авторитетные тексты, в которых общие места фиксированы текстуально как аксиомы и которые используются как источник изобретения и доказательства в других текстах. 1. В дописьменной устной речевой практике такими общими местами являются основные позитивные положения любого фольклора. К фольклорным общим местам относятся связи соседства и родства: гость – хозяин, родители – дети, качества личности: трудолюбие – лень, упорство – упрямство, познавательные действия: ум – глупость, опытность – неопытность, качества событий, данные в наблюдении: свойственное – несвойственное, хорошее – плохое, частое – редкое, большое – малое, быстрое – медленное. Эти общие места представляют собой противопоставление позитивного и негативного, а их соотношение зависит от меры. 2. Развитие печатной словесности, связанной с так называемой новой наукой и документами, разрабатывает и фиксирует в риториках новую систему общих мест. Эта система общих мест опирается на философские категории, выработанные в античности, служившие инструментом для доказательства и изобретения в документной речи. Это следующие общие места:
| |
Просмотров: 931 | | |
Всего комментариев: 0 | |