Каталог статей
Главная » Статьи » II_Жанровая специфика » 13_Техника наращивания реальности

Изобретение сюжета включением общих мест. Прием

Существуют повсеместно принятые общие места, которые выработаны широкой практикой и поддержаны авторитетными текстами. Повсеместно принятые общие места всегда имеют авторитетные тексты, в которых общие места фиксированы текстуально как аксиомы и которые используются как источник изобретения и доказательства в других текстах.

1. В дописьменной устной речевой практике такими общими местами являются основные позитивные положения любого фольклора. К фольклорным общим местам относятся связи соседства и родства:

гость – хозяин, родители – дети, качества личности: трудолюбие – лень, упорство – упрямство, познавательные действия: ум – глупость, опытность – неопытность, качества событий, данные в наблюдении: свойственное – несвойственное, хорошее – плохое, частое – редкое, большое – малое, быстрое – медленное.

Эти общие места представляют собой противопоставление позитивного и негативного, а их соотношение зависит от меры.

2. Развитие печатной словесности, связанной с так называемой новой наукой и документами, разрабатывает и фиксирует в риториках новую систему общих мест. Эта система общих мест опирается на философские категории, выработанные в античности, служившие инструментом для доказательства и изобретения в документной речи. Это следующие общие места:

  • род и вид,
  • целое и части,
  • свойства материальные,
  • свойства жизненные,
  • имя,
  • действие и страдание,
  • время,
  • место,
  • происхождение,
  • причина,
  • предыдущее и последующее,
  • признаки,
  • обстоятельства,
  • подобное и неподобное,
  • несходные и противоположные вещи,
  • сравнения.

3. Эти общие места в значительной части содержания являются неявным основанием картины мира. Важным моментом, укрепляющим эти общие места, является их опора на семантику вопросительных местоимений:

  • сколько?
  • какой?
  • кто (или что) делает?
  • что происходит?
  • где?
  • когда?
  • откуда?
  • почему?
  • зачем?
  • за кем?
  • как?

Категория: 13_Техника наращивания реальности | Добавил: atamanov (20.08.2013)
Просмотров: 166 | Теги: сюжет, выбор, прием, коммуникация, коммуникация фрагментом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]