Объявление, в котором написано о том, что бабушка потеряла деньги, позволило убедиться в отзывчивости окружающих и способствовало сплочению семьи. Жанр: социальный ролик. Год: 2014. Длительность: 3 мин. 24 сек. Авторы: Наталья Тепляшина, Сергей Овчинников, Виктория Симонова, Анастасия Мокрушина, Анастасия Сластникова, Елизавета Николаюк. Педагог: Маргарита Витальевна Кузьмина (Киров).
Источник: http://www.probumerang.tv/video/1504
Ключевые использованные техники
8_Техника убеждения:
привлечь внимание к жизни одиноких пенсионерок, призыв о помощи
7_Техника развлечения:
построить сюжет вокруг неожиданного хода, в жанре анекдота.
18_Техника встраивания нужного объекта
Выбор автора
|
Анализ
|
Рекомендации редактора
|
Выбор-1. Выбор персонажей: бабушка, парень, коллективный персонаж – группа подростков
|
Удачный. В коротких жанрах персонажи должны сразу соотноситься с архетипами или социальными ролями с заданным характером взаимодействия (здесь – дети любят бабушек).
|
|
Выбор-2. Выбор триггера (пускового механизма действия). Бабушка потеряла деньги, а пенсия маленькая, просит вернуть.
|
Удачный. Конфликт есть, конфликт понятен, конфликт подключает чувства (см. пункт 3 и также здесь).
|
|
Выбор-3. Введение триггера в действие. Объявление на двери подъезда.
|
Удачный. Ситуация: а) реалистичная, б) быстро и ясно доведенная до зрителя, в) позволяет быстро перейти к следующему действию.
|
|
Выбор-4. Бабушка встречает героя и отказывается взять деньги.
|
Неудачный. Ситуация непонятна. Если она писала объявление, то почему не берет? Она же подтвердила, что их потеряла. Передумала? Не верит, что герой принес именно ее деньги? То, что на кухне сидят другие дети, которые тоже принесли по 150 рублей, ситуацию не проясняет. Бабушка уже взяла деньги у кого-то из них? У всех?
|
Герою открывает дверь знакомый парень (неожиданность и интрига!), которого герой спрашивает: А ты что здесь делаешь?! Далее знакомый проводит на кухню, где нужно задать мизансцену: дети сидят за столом, а бабушка напряженно сидит в конце стола, замерев от оказываемого молчаливого давления детей. Знакомый поясняет: все принесли деньги, а бабушка отказывается брать. Принцип остранения: дети хотят сделать добро, но внешне ведут себя совсем не по-доброму. Кульминацию напряжения можно выразить в статичной композиции персонажей.
|
|
Проблема 1. В своем действии герой не встречает препятствия, барьера. Отказ бабушки не может квалифицироваться в данной ситуации как препятствие, потому что герой и не настаивает на своем. Нерешенная проблема приводит автора дальше к целой цепочке неправильных выборов.
|
Препятствием можно считать отказ бабушки взять деньги. Противоречие: дети настаивают, бабушка отказывается. В этой ситуации требуется разрешение противоречия в отношениях. Герой берет на себя роль лидера и предлагает решение (реализуется модель энергоситуации Эврика!)
|
Выбор-5. Дети сидят и пьют чай с обильным угощением.
|
Неудачный. Полностью нарушена прагматика: вместо помощи дети просто объедают пенсионерку. По умолчанию, стол накрывает хозяин (бабушка) из своих запасов, если в кадре специально не показан альтернативный ход – например, гости приходят с мешками продуктов.
|
Герой собирает остальных детей в кружок, они, обнявшись, внутри своего круга о чем-то договариваются. Дальше начинается веселая музыка и в клиповой манере с квартирой начинает происходить трансформация: пример клипа с таким решением. Дети моют, убирают, чинят, украшают и т.п. В конце сидят и пьют чай с довольной бабулей (показать, как один из детей вваливается в дверь с пакетами продуктов).
|
|
Проблема 2. Нет препятствий и намерения его преодолеть – нет напряжения. Действие без напряжения превращается в техническое действие, в котором актерам приходится изображать свои отношения и чувства, а не проживать их в кадре.
|
Герой отличается от остальных детей – он не должен так просто успокоиться, такой у него активный характер. И он сталкивается с проблемой – новой и более глубокой – одиночеством бабули. Например, фотография в траурной рамке, из которой понятно, что это близкий человек.
|
Выбор-6. Бабушка озвучивает своё одиночество – герой решает привести к ней в дом свою семью (или бабушку пригласить к себе в дом – непонятно).
|
По идее (прагматике) правильный – по форме неудачный. Композиционно требуется еще один виток действия, нельзя заканчивать на чаепитии детей. Герой должен что-то совершить, что-то свое. Однако вследствие нерешенных проблем с развитием действием на предыдущих этапах, финал истории выглядит нечетким и неубедительным.
|
Герой приводит теперь уже свою семью в гости к бабуле. Достаточно плана у дверей, где вся его семья с подарками и тортом: пришли поздравлять с днем рождения, а значит, скорее всего (чтобы по реакции бабули можно было догадаться), они уже постоянные гости.
|
Рекомендации редактора:
- По кастингу: дети должны быть примерно одного возраста, а одного можно мелкого – для особых действий.
- Бабушка должна больше походить на бабушку: быть более морщинистой, более старушкой, а не просто пожилой женщиной с черными волосами.
- Героя надо как-то визуально отделить от остальной компании детей, если ему принадлежит инициатива в действии – например одеть его в яркую куртку.
|