Каталог статей
Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » О

Остранение

Термин эстетики и философии искусства 20 в., фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандарты восприятия. Введенное В. Шкловским и разработанное представителями русской формальной школы ОПОЯЗ (Р. Якобсон, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов) в 20-х гг. при исследовании внутренней формы и структуры слова, понятие остранения являло радикальную смену точки наблюдения и способа видения во всем пространстве выраженности художественного факта.

1. Согласно Шкловскому, прием остранения переструктурирует поле восприятия: "не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания”. Поскольку же цель остранения заключается в "выводе вещи из автоматизма восприятия”, то сама процедура фактически изменяет вектор интенциональности воспринимающего сознания.

2. Замеченная В. Шкловским универсальность остранения как художественного приема фактически тождественна понятию "эффекта очуждения”, которое было разработано в театральной эстетике и художественной практике Б. Брехта. Согласно Б. Брехту, очуждение не только ставит изображаемое в позицию неопознаваемости, но тем самым активизирует воспринимающую личность на преодоление собственной субъективности.

3. Остранение не только художественный прием, но и понятие философско-методологического порядка в современной эстетике и философии культуры. Остранение позволяет при рефлексивном анализе художественного текста вывести условность произведения искусства за скобки, тем самым разрушить субъективность непосредственного восприятия, разрушить "горизонт ожидания” и явить объектно-смысловую фактуру художественного текста.

4. Вводя понятие остранения и расширяя его инструментальный смысл, Шкловский подчеркивал, что при анализе конкретной эстетической или другой ценности, которая известна нам до автоматической неразличимости, необходимо сделать очевидный предмет – странным. Мы можем хоть что-то понять в художественной ценности и усмотреть ее смысл, когда мы способны увидеть в привычности, в обычном – нечто необычное, нечто странное, неизвестное и непонятное.

См. также:

Остранение героя    Остранение действия    Остранение контекста    Остранение ситуации    Остранение элемента с сохранением состояния

 

Категория: О | Добавил: atamanov (10.12.2015)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]