Жанр: сказка. Год: 2013. Длительность 5 мин. 56 сек. Авторы: Ильнара Халикова, А.Г. Халикова (Киров)
Источник: http://www.probumerang.tv/video/1203
Дополнительная ссылка на видео
Ключевые использованные техники
37_Техника работы с актером:
Отличный кастинг. Хороший костюм Бабы Яги, у девочки – не такой подходящий J
26_Техника драматургии
18_Техника встраивания нужного объекта:
Лес
14_Техника остранения
Выбор автора
|
Анализ
|
Предложения редактора
|
Выбор-1. Отделить героя от остальных – за счет действия.
|
Удачный. Понятное действие, которым мы определяем персонаж как героя.
|
|
Выбор-2. Характер действия – собирание грибов.
|
Удачный. Яркие планы (грибов), оправдание для развития действия: увлекся, заблудился.
|
|
Выбор-3. Техническое действие вместо состояния
|
Неудачный. Лучше проявить чувства героя (человек заблудился), передать мощь леса, его масштабы, затем перейти к испугу от непривычных вещей типа сломанной ветки, квакающей лягушки и т.п. Техническое действие нужно сокращать, а действие, через которое в кино передается напряжение, нагнетается состояние, лучше попытаться продлить. Нет кульминации в настроении
|
Здесь можно было бы передать чувства героя, его испуг: например перейдя на субъективную камеру и показывая стволы деревьев снизу вверх (могущество леса), с резким поворотом влево-вправо, имитирующим взгляд героя. Затем дать проход героя, пробирающегося через лес, кусты (трудности). Затем дать три живых объекта, как бы следящих за движением героя: сидящая на месте лягушка, просто шорох и движение в кустах, резко пролетающая и каркающая ворона (или другая резко звучащая птица).
|
Выбор-4. Переход к диалогу с девочкой.
|
Неудачный. Нет эффекта неожиданности. Первый план девочки должен быть неожиданным, резко перебивающим настроение испуга от тайны и могущества леса, которое создавалось до этого.
|
Например, камера следит за героем, и вдруг у него на уровне головы появляется чья-то нога. И только потом переходить к общему плану девочки, сидящей на поваленном дереве.
|
Выбор-5. Диалог с девочкой
|
Удачный. Однако инициатива должна исходить от героя (потому что он герой, и нам интересно следить за его выбором). Герой может начать упрашивать девочку, а та не соглашаться, но потом уступить с каким-нибудь условием и т.д. Везде и во всем нужно создавать поле напряжения.
|
|
|
Проблема 1. Нет препятствий и намерения его преодолеть – нет напряжения. Действие без напряжения превращается в техническое действие, в котором актерам приходится изображать свои отношения и чувства, а не проживать их в кадре.
|
Герой отличается от остальных детей – он не должен так просто успокоиться, такой у него активный характер. По сюжету мы предлагаем ему роль «идти туда, не знаю куда, искать то, не знаю что». От одного к другому (гриба, встреченного персонажа) он идет к своей судьбе, к выполнению своей миссии, о которой мы пока не знаем, но должны узнать в конце.
|
Выбор-6. Встреча с Бабой Ягой.
|
Неудачный. Не использован потенциальный конфликт, например, непонимания одного персонажа другим, из которого можно выйти на понимание, примирение и общее действие.
|
Герой заходит с девочкой в избушку, но не сразу встречается с Бабой Ягой. Вначале его глазами нужно обозреть пространство и придать ему атмосферу (3-4 плана): что-нибудь варится, какие-нибудь коренья, странные инструменты, одежда и т.п. В конце герой подходит к сундуку и трогает массивный красивый замок. Вдруг (несмотря на замок) сундук резко открывается и оттуда выпрыгивает персонаж. Герой ошарашен, но здесь слышится за кадром голос и другие звуки Бабы Яги, которая рядом и сейчас вот-вот войдет. Персонаж из сундука говорит девочке, ты мол, кого привела, не видишь, что у него в руках (в руках у героя пакет с грибами). Наша, мол, сейчас его съест (зажарит, заколдует и т.п. ). Девочка хватается за голову и, чтобы быстро спасти ситуацию, запихивает героя с пакетом в сундук. Так герой доходит до предела (в сундуке) пассивной части своей роли, после которой должна начаться активная.
|
|
Проблема 2. Герой НЕ попадает в трудную ситуацию, из которой нужно искать выход. Нерешенная проблема приводит автора дальше к целой цепочке неправильных выборов.
|
Герой должен до конца дойти до своей пассивной роли: сначала его вели грибы, потом девочка, потом еще кто-то, и вот должен наступить предел. Герой должен измениться: он должен сам начать активное действие.
|
|
Баба Яга в конце концов находит героя и видит пакет. Пакет выступил в функции триггера, пускового элемента сюжета. Интрига с пакетом должна раскрыться: девочка и персонаж из сундука упрашивают Бабу Ягу не обижать пока героя, а рассказать ему о причине их горя. Дальше Баба Яга показывает ужасы с мусором и отходами в лесу. Герой перестает бояться и от одного чувства переходит к другому: от испуга к гневу. Он утверждает, что такое допускать нельзя. Баба Яга верит ему и увлеченно ведет его к котлу, где начинает колдовать. Теперь они в одном общем деле.
|
Выбор-7. Баба Яга вместе с героем начинает колдовать.
|
Удачный. Соответствует художественной реальности персонажей.
|
|
Выбор-8. Цель колдовства.
|
Удачный. Триггер (пакет) подвел к основному конфликту, в который оказался втянут герой. Люди загрязняют лес – Баба Яга против.
|
|
Выбор-9. Действия Бабы Яги и людей в процессе колдовства. Результаты колдовства.
|
Неудачный.
1. Нет четкости в системе действий-противодействий. С первым персонажем на мопеде вообще ничего не происходит. Второй падает, но потом спокойно выбрасывает свой мешок. У третьих, на мотоцикле, мотор глохнет уже после того, как ими был выброшен мусор.
2. Не оправданы действия людей, зачем они сначала долго тащат (везут) мешки, а потом в случайном месте останавливаются и выбрасывают?
3. Непонятно, как действия Бабы Яги могут заставить не выбрасывать мусор? Если это непонятно герою (по сюжету) – он должен это озвучить, он должен четко сказать: мол, ты просто людям вредишь, но мусор им выбрасывать НЕ мешаешь.
4. Непонятно, что именно не получается у Бабы Яги – справиться с количеством людей? Она не может заставить их нести мусор обратно?
|
Необходимо четко обозначить действие колдовства на всех трех персонажей с мусором. Желательно, чтобы они не повторяли друг друга (как мопед и мотоцикл), или было показано, что они все вывозят мусор из своих домов. Для этого нужно дать планы, как они грузят мусор у дома.
Начинаем с мотоцикла. Он глохнет, когда на нем еще мешки мусора. Баба Яга радуется. Показываем мальчика на мопеде, который крепит пакет с мусором у своего дома (желательно побольше). Сашка указывает на него, и Баба Яга начинает снова колдовать. Показываем человека, который идет по тропинке от опушки села с мешком мусора. Показываем мальчика на мопеде, у которого заносит мопед , пакет срывается, и мусор вываливается на землю. Сразу – план человека, выбрасывающего мешок далеко, сразу план выбрасывающих рук и летящего мешка (с нижней точки, на фоне неба). Дальше показываем как люди с мотоцикла перестают его толкать, выбрасывают мешки на обочину и продолжают толкать заглохнувший мотоцикл дальше. Показываем обескураженных Сашку, Бабу Ягу и других у котла. Крупный план Сашки, который говорит, так ты, мол, за всеми не уследишь. Нужно, чтобы они сами поняли. Нужно что-то придумать. Он обнадеживает Бабу Ягу и убегает.
|
Выбор-10. Действия героя по выполнению своей миссии.
|
Неудачный. См. совет "Любопытство - ворота любви"
1. Герой разглашает интригу девочке (и зрителям): он собрался привести свой коллектив («мы придем»).
2. Герой предлагает простое предсказуемое (зрителем) действие. Тогда как неожиданный способ действия – единственное, что может здесь решить задачу по привлечению внимания зрителя (поскольку все препятствия и, соответственно, коллизии уже исчерпаны).
3. Мелкий характер действия. Кульминация предполагает возрастание масштабности действия. Герой и его коллектив должны не просто убраться в лесу. Они должны предложить решение по спасению леса.
|
В финальной кульминационной сцене стоят две задачи: 1) продемонстрировать способ, каким герой выполнит свою миссию; 2) максимально вовлечь зрителя в состояние сопереживания героям.
Удачный выбор автора заключается в его отказе от диалогов и в «клиповом» решении финальной сцены. При этом саундтрек подобран неудачно; он не задает нужное состояние: единство с вышедшими на «марш уборки» детьми. Состояние МЫ ВМЕСТЕ можно задать героической, или просто бодрой песней.
Хорошая идея действовать путем убеждения «не мусорить» не воплощена как ЕДИНСТВЕННО возможный способ спасти лес. Для решения этой задачи можно было бы после героической и более интенсивной уборки показать три разнородных действия: 1) вкапывание табличек с призывами «не мусорить», причем руками тех, кто разбрасывал мусор в предыдущих сценах; 2) побольше людей с фотоаппаратами, фотографирующими свалку и, наконец, 3) люди с телекамерой и микрофонами берут интервью у сказочных персонажей всказочных костюмах: Баба Яга активно показывает что-то в камеру, грозит, машет метлой и т.д. На этой точке, где используется прием остранения, действие можно закончить.
|
Отдельные ошибки
- Не хватило атмосферных деталей обстановки в избушке, каких-нибудь старых вещей.
- В сцене диалога героя и девочки на дерево скачок: камера перешла ось
|