Каталог статей
Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Техника прагматики изображения

Воображаемая ось для ДВУХ беседующих. Закон

1. Ошибка: Люди напротив друг друга смотрят в одну сторону.

Если герой интервью в кадре на крупном плане смотрит справа налево, то интервьюер должен смотреть слева направо.

 

На экране оба человека смотрят в одну сторону, а не друг на друга.

  2. Ошибка: Объект «прыгает» в кадре с одной стороны на другую.

На экране стык будет выглядеть следующим образом (рис. 21).

Перемещение объекта А с левой стороны экрана на правую и его взгляд на самого себя для зрителя будет совсем неожиданным и непонятным. Зритель начнет думать над тем, как это могло случиться, а смысл диалога на экране может отступить на второй план.

3. Улучшение: Непересечение видимой оси, или оси диалога

Правило монтажа по ориентации в пространстве гласит: съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия (рис. 24).

Все точки съемки выбраны точно, кроме 13-й.

Это правило распространяется на любые взаимодействующие объекты. Художник и холст, на котором он рисует. Танк и пушка, которая по нему стреляет. Журавль и лягушка, которая пытается от него убежать.

4. Улучшение: Непересечение воображаемой (психологической) оси.

Представим себе кинооператора, ведущего съемки фильма о боксерах. Он показал спортсменов, отдыхающих во время перерыва, и сделал это, сняв их с разных сторон линии взаимодействия героев, которая в данном случае проходит из одного угла ринга к другому (рис. 27). В итоге оба боксера смотрят в одном направлении (кадры 92 а, б). Зритель получил неточную пространственную картину происходящего действия.

   

Линия взаимодействия объектов — это воображаемый показатель, но он всегда основан на связях, которые существуют на самом деле. Это могут быть действенные, механические связи и связи психологического характера. Они могут выражать самые сложные мысли, чувства и намерения. Выбирая съемочную точку, компонуя кадр, кинооператор должен видеть эту линию, анализировать ее роль. И не переступать ее, хотя она и воображаемая!

— И если бы, снимая противников, кинооператор не пересек эту линию (рис.28), планы отдыхающих боксеров не нарушили бы образный характер эпизода (кадры 93 а, б).

5. Изменение: Правильно пересечь ось взаимодействия движением камеры в кадре.

Камера во время съемки пересекает линию взаимодействия, и изменение ориентации объектов в пространстве происходит на глазах у зрителя. Дальше съемку кадров №№ 14, 15, 16 и т. д. нужно вести уже только с верхней части съемочной площадки от линии взаимодействия, если смотреть на план.

6. Изменение: Правильно пересечь ось взаимодействия движением героя в кадре.

Причиной изменения расположения объектов в пространстве (рис. 26) служит не движение камеры, а перемещение героя. Камера остается на месте и лишь продолжает держать его в кадре, панорамируя за героем (А). Вместе с движением героя (А) перемещалась линия его взаимодействия с, и в момент, когда А пересек линию «камера — Б», произошло изменение расположения людей на экране — А оказался справа, а Б — слева. Во втором варианте камеру можно остановить даже раньше (рис. 27), в момент, когда А пересечет линию «камера — Б». После этого съемку нужно вести, ориентируясь на новую линию взаимодействия.


Категория: 38_Техника прагматики изображения | Добавил: atamanov (14.12.2015)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]