Каталог статей
Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 1_Самомотивация автора

Автор должен иметь выбор. Мнение*

1. Первый ключевой – исходный – выбор, который стоит перед автором аудиовизуального произведения, это выбор вкладываться/не вкладываться (вкладывать много энергии или мало энергии) в это произведение.

Если подключить к этому выбору фактор аудитории, то он превратится в определение степени воздействия: стремиться/не стремиться к максимальному воздействию на зрителя.

В итоге мы получаем четыре варианта, от которых будем дальше отталкиваться. Одному из этих вариантов, осознанно или не осознанно, любой профессиональный автор следует в своей практике – каждый раз, при создании абсолютно любого произведения.

Выбор "A". Автор захвачен тем, что он пытается передать зрителю. Он захвачен идеей или чувством. Он стремится максимально воздействовать на зрителя в своем произведении и для этого ищет предельно эффективное сочетание технологий. Вопрос, сколько потребуется ресурсов и сил, не рассматривается, если цель в принципе достижима.

Выбор "B". Автор находит энергию (свою и своего воздействия) в том, что вкладывает в чужое (например, заказчика) сообщение свое личное видение (мысль, чувство, состояние).

Выбор "C". Автор хочет сконцентрироваться не на силе, энергии сообщения и воздействии, а на решении других задач; например на информировании зрителя.

Выбор "D". Автор хочет выполнить свою работу технично и экономно, не затрачивая на нее много сил и ресурсов, например времени.

2. Однако во всех этих четырех случаях автору необходимо следовать профессиональной технологии создания произведения. Ранее мы попытались дать свой ответ (создавая свой текст в выборе "А") на вопрос, что же означает такая технология. На наш взгляд, это прежде всего – насыщенность материала произведения осознанными выборами автора.

В рамках выбора "B", мы получили другой ответ. Технология – это реализация прагматики. Прагматика изучает все те условия, при которых человек использует знаки. При этом под условиями пользования понимаются условия адекватного выбора и употребления знаков с целью достижения конечной цели коммуникации – того или иного воздействия на аудиторию. Прагматика определяется как реализованная возможность по отбору и последующему выбору знаков в соответствии с выявленными автором текста задачами. Очевидно, что автор, не обладающий нужными компетенциями, знаниями и умениями для решения этих задач в полном объеме, не способен дать квалифицированный результат – создать технологичный медиатекст.

Подробнее о выборах автора см. определение прагматического содержания текста.

3. Глупо возвеличивать какой-то один выбор (например "А") и критиковать другие. Каждый определяется комбинацией объективных факторов и зависит не только от стремления автора, но и от ситуации, в которой он находится в начале процесса создания своего произведения. Часть статей на этом сайте помечено знаком * в заголовке. Это означает, что в самом материале статьи предложен выбор: что именно, какой элемент (ход, прием, инструмент, слово, план, идею и т.д.) использовать в своей работе в той или иной прагматической ситуации.

4. Автор может выбирать нужный элемент по максимальному потенциалу воздействия на зрителя (как он сам считает) - или же по наибольшей частоте использования данного элемента в своей профессиональной практике. Он может даже составить список: использования данных элементов в своей профессиональной деятельности. В этом случае напротив каждого элемента нужно будет поставить два числа: одно будет показывать, условно, степень воздействия элемента (1 - самое сильное воздействие, 2 - слабее и так далее по убывающей), а другое – частоту использования (по той же схеме). Если автор составит "рейтинг" в достаточной степени честно, то скорее всего осознает некоторое  противоречие. То, что он считает максимально эффективным, применяется им не так уж и часто, а на вершине рейтинга "по частоте" идут те элементы выбора, которые он делать лучше всего умеет или просто привык.

И тогда возникает вопрос: то ли мы делаем, что можем и хотим?

Если этот сайт и будет иметь какой-то смысл для профессиональных авторов медиатекстов, то только для того, чтобы напомнить им о существовании такого вопроса.

Категория: 1_Самомотивация автора | Добавил: atamanov (27.08.2013)
Просмотров: 758 | Теги: Воздействие, Ситуация, автор, мнение, выбор, прагматика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]