Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Прагматическое моделирование

VIII. Прагматическое содержание текста

Предыдущий фрагмент


1. Прагматическое содержание текста (продукта) – это целевым образом организованное смысловое содержание, при формировании которого:

1.1. Создатель текста (продукта) сориентирован в отрезке действительности еще до создания текста (начала действия): то есть обладает знанием достаточного количества смысловых позиций по отображению (отбору действием) фрагмента действительности;

1.2. Количество смысловых позиций (по выбору действия) в n раз превышает количество смыслов, отображенных в итоге в знаках текста (сделанных выборов действия); в сознании создателя смыслы конкурируют друг с другом за право занять позицию в содержании текста (итоговую позицию выбора);

1.3. Решение о включении смысла в содержание (позицию) текста (продукта) принимается создателем в зависимости от прагматической ситуации текста (продукта).

1.4. При моделировании создателем текста (продукта) своей деятельности раскрываются (находятся, исследуются) инвариантные позиции смысла, сочетания которых в заданной структуре и последовательности действий образуют методику создания текста.


2. Деятельность по реализации прагматического содержания текста начинается с моделирования смыслов избранных ключевых элементов отображаемой действительности. Прагматическое отношение «человек – знак» состоит в самом моменте выбора автором того или иного смыслового элемента, на этапе выражения превращающегося в знак, а прагматическое отношение «знак – человек» действует на этапе восприятия содержания текста реципиентом.

Таким образом, прагматическое содержание – это содержание, получающее в процессе создания текста особые качества: а) целенаправленности, в соответствии с прагматической ситуацией текста; б) продуманности, в развернутой системе отбора и выбора элементов, осуществляемого автором; в) эффективности, оптимальной организации речевых средств для достижения комплекса целей автора.


3. Деятельность по реализации прагматического содержания должна быть методически структурирована, чтобы автор имел больше возможностей выбора, чтобы на каждую позицию смыслового содержания текста претендовало несколько смыслов.


4. Определение прагматической ситуации конкретного текста СМК позволяет автору инициировать мыслительную деятельность, направив ее на решение конкретных задач. Многообразие этих задач задается действительностью; успех мыслительной деятельности автора определяется в первую очередь возможностями по отображению действительности, релевантной задачам автора текста СМК. Таким образом, чтобы изучить возможности автора по созданию прагматического содержания текста СМК, необходимо исследовать основные способы и инструменты моделирования действительности СМК.


5. Содержание текста СМК формируется автором в соответствии с элементами прагматической ситуации. Однако далеко не всегда можно однозначно определить элемент содержания как прямо обусловленный тем или иным фактором прагматической ситуации. Многие факторы прагматической ситуации не только не очевидны реципиенту, но и намеренно скрыты автором в тексте, что заведомо усложняет путь исследователей прагматики текста. Исследователю необходимо научиться воспроизводить прагматическое содержание в типовых прагматических ситуациях, а значит, ему необходимо каким-то образом давать однозначные трактовки авторских интенций в исследуемых текстах. Дать эту своеобразную «кухню» авторов необходимо не в отдельных «рецептах», а в системном знании материала – особой действительности СМК. Индуктивные процессы познания на стадии обучения формируют систему знаний, которую в последующей ежедневной практике подготовленный автор должен использовать уже дедуктивно.

Профессиональный автор должен знать, чтó именно он ищет в действительности, он должен моделировать локальный контекст действительности в соответствии с типовой прагматикой и типовыми смыслами данного контекста.


6. Автор должен быть мотивирован к системному изучению действительности, при котором методика дает необходимые знания и умения, позволяющие уже самостоятельно изучать все многообразие прагматического содержания текстов СМК. В этом случае уже нет необходимости «угадывать», то есть устанавливать «подлинные» интенции автора в тексте. Исследователь должен выявить все возможные интенции автора и установить, какие из них и, главное, при помощи каких локальных смысловых средств реализуются в тексте наиболее эффективно.


Следующий фрагмент

Категория: Прагматическое моделирование | Добавил: atamanov (15.01.2023)
Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]