Каталог статей
Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 3_Стратегия оПознания

Операции (оппозиции) мышления. Парадигма. Элемент

Представленные ниже пары смысловых оппозиций – ментальные формы – представляют собой «ловушки» на определенное психическое содержание, формирующее качество той или иной операции человеческого сознания. Эти формы задают определенный образ действия для субъекта, настройку на это действие. В этом смысле их можно считать универсальными операциями деятельности, в первую очередь – нестандартизированной деятельности.

Глаголы дают возможность подключать метафоры в ходе обучения различным видам нестандартизированнйо деятельности, и в частности созданию медиатекста. Так, использовать глагол «держать» дает возможность понять смысл формулы «держать фокус» через физическое действие, например, «держать, тянуть леску», а «отпустить фокус» – это все равно что «отпустить леску». Глаголы служат "мостом" к привлечению нужного – в понимании или непосредственно в действии – субъекту смысла. Механизм действия смысловых оппозиций относится к стратегии осознания, поскольку метафора всегда задает иной (инородный исходному) контекст.

1. Общие установки на деятельность мышления

  1. Запускать процесс мышления – запускать другой процесс, например волю
  2. Мыслить (интерпретировать, описывать действительность) – медитировать (не интерпретировать, не описывать действительность)
  3. Опознавать (накрывать мышлением: колпачок вниз) – осознавать (ловить капли: колпачок вверх)
  4. Держать (фокус) – отпускать (фокус)
  5. Удерживать идеальный запрос на образ (точка разума) – уходить в иррациональное ощущение (за энергией)
  6. Вспоминать знание – выводить знание
  7. Применять чужой опыт – ориентироваться на свой опыт
  8. Использовать обстоятельства, ориентироваться на примеры – двигаться в мышлении за развитием абстрактной идеи

2. Операции с образом смысла

  1. Помещать образ смысла  перед собой – нырнуть в глубину, в водоворот частиц образа смысла
  2. Соединять образы смысла (конъюнкция) – фокусироваться на одном образе, с возможностью экстраполировать смысл в новые контексты, субстраты
  3. Искать образ смысла – длить образ смысла
  4. Распознавать смысл на фоне – переключаться от смысла к фону
  5. Уходить в смысловые детали образа – абстрагировать
  6. Выделять новые ключевые детали – соединять имеющиеся ключевые детали с ключевыми запросами
  7. Менять ракурс, модальность, бытие, контекст элемента – заменять сам элемент
  8. Придать глубину, объем смыслу – придать смыслу контрастность и резкость

3. Операции со смыслами

  1. Перебирать (пересматривать) смыслы – ставить, утверждать смыслы на позиции
  2. Менять местами смыслы на позициях (инверсия) – менять местами позиции для смыслов
  3. Дивергенция – конвергенция[1]
  4. Анализировать, сравнивать, искать соответствия и различия – синтезировать, объединять
  5. Определять последовательность смыслов, «сдавать из колоды» – «цеплять» смыслы к внешней структуре (например к структуре предложения)
  6. Дизъюнкция (удержание альтернативных смыслов) – номинация (отказ от вариативности смысла)
  7. Диффузия, рассеивание смыслов (в качестве агентов актуализации новых контекстов) – концентрация, уплотнение, выдавливание лишнего из информационного потока
  8. Создавать из смысловых элементов структуру – реконструировать смысловые элементы в структуре: синтаксические, семантические и логические тропы

4. Управление вниманием

  1. Насторожиться и вовремя остановиться в нужный момент – не останавливаться в мышлении, не отвлекаться
  2. Ориентироваться в данном контексте – менять контексты ориентировок
  3. Войти в поток и слиться со смыслом – позволить вниманию бесцельно бродить
  4. «Выжигать» правду в реальности – двигаться в тумане, через драйв приключения в смыслах, через ощущение неизвестности, признавая конечную непознаваемость смысла
  5. Искать ритм для мышления – уйти в точку концентрации
  6. Цепляться за внешние знаки – выталкивать знаки из глубины своего сознания
  7. Разворачивать смыслы из символа – сворачивать смыслы в символ
  8. Воспринимать сукцессивно – воспринимать симультанно

5. Работа с информацией

  1. Держаться рядом со знанием, следить за знанием – атаковать знание
  2. Сгонять смыслы в стадо (интеграция) – распускать стадо, чтобы удобнее было ловить отдельный смысл (дезинтеграция)
  3. Интегрировать неожиданные данные – пропускать ненужную информацию
  4. Представить на местном уровне – представить тотально
  5. Двигаться дальше – убеждаться в завершении
  6. Обесточивать связи смысла (обезличивать информацию) – прослеживать смысловые связи, ведущие в другие контексты (видеть за смыслом намерения и мотивы)
  7. Использовать шаблон – создать схему
  8. Открывать периметр информации (расширять пространство борьбы за знание) – закрывать периметр информации (сужать пространство борьбы за знание)

6. Поиск данных

  1. Использовать ловушки (позиции в схеме или в структуре) – использовать ассоциации
  2. Использовать союзников в информационном поле – действовать самостоятельно
  3. Пройти сквозь и направиться прямо к цели – пойти в обход
  4. Ответить на вызов – сформировать запрос
  5. Использовать данные смыслы – привлекать новые (феноменология)
  6. Добираться до смысловой вехи (карабкаться вверх) – лететь не разбирая дороги с целью просто продвинуться вперед (катиться вниз)
  7. Запрашивать нужную информацию, создавая для этого жизненную необходимость – открываться новой информации
  8. Разбрасывать камни-смыслы – собирать камни-смыслы

7. Коммуникация со смыслом

  1. Следовать глубине знака (уходить в ряд символа) – упрощать знак для его выражения (коммуникации)
  2. Выделять главное в соответствии с замыслом – предлагать смыслу раскрыть себя независимо от твоего замысла
  3. Приказать увидеть суть – попросить увидеть возможность
  4. Угадывать смысл – ждать появления смысла
  5. Проверять смысл на точность – проверять смысл на принадлежность
  6. Схватить и не отпускать – мягко отделить смысл от себя
  7. Адаптировать – гнуть свою линию
  8. Обеспечивать равенство исходных позиций – задавать приоритеты

8. Личный выбор

  1. Рационализировать – избегать рациональных привязок
  2. Преодолеть внутренний барьер – исследовать внутренний барьер
  3. Пересмотреть ошибку – увидеть в ошибке новые возможности
  4. Раскрыть заложенное (редактор) не испортив исходный смысл – изменить исходный смысл (автор)
  5. Мыслить по красоте – мыслить по науке
  6. Использовать альтернативный вариант, план – остаться в пределах изначального плана
  7. Обманывать собственные ожидания – верить в ход мысли
  8. Искать правду (джняни) – отдаться потоку информации (бхакти)
 

[1] Например, в области технологии конвергенция известна, как возможность доступа к различным сервисам через одно и то же устройство или способность различных сетевых платформ позволять отправлять и получать похожие сигналы. Противоположность — дивергенция или разделение. Дивергенция — это термин, который имеет несколько значений в зависимости от контекста. Например, постепенное разделение двух или более линий называется дивергенцией. Также дивергенция — это расхождение во мнениях.

Категория: 3_Стратегия оПознания | Добавил: atamanov (10.02.2023)
Просмотров: 575 | Теги: editor, REPORTER, состояние, монтаж, действие, ролик, комментарий, восприимчивость и метафоричность, репортаж, клип, Мероприятие, статья, actor, энергия, видео, сцена, коммуникация, презентация, Элемент, Психологические аспекты, Writer, интервью, понятие, текст, контекст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]