0. Цель публичного выступления – произвести эффектное впечатление, публичные споры – это не поиски истины, все на уровне эмоций, кто произвел впечатление – побеждает.
Уловки воздействия:
-
малопонятные термины,
-
быстрый темп речи,
-
быстрая смена темы,
-
пафосное выступление,
-
ирония (юмор восстановит то, что разрушил пафос),
-
прямые обвинения (ореол народного заступника),
-
уход от поставленных вопросов и обвинений (риторические вопросы и яркие аллегории),
-
вопросы-суждения, ответы-суждения (уход от поставленных вопросов),
-
высокая оценка противника – затем ослабление накала,
-
снижение ранга оппонента за счет обвинения его в некомпетентности,
-
аксиомизация тезиса: «колесо истории остановить нельзя»,
-
увод от логики здравого смысла,
-
невербальное воздействие на оппонента,
-
раздражение оппонента путем не очень обоснованных, но умело сформулированных обвинений касательно конкретных дел,
-
повышение значимости своих доводов за счет апелляции к собственному опыту,
-
прием абсолютизации (ссылка на авторитеты – библия, конституция),
-
важность последнего слова,
-
приемы сарказма,
-
прием софизма,
-
выдача частного за закономерное,
-
приклеивание ярлыков,
-
усеченная правда,
-
манипулирование определениями, которые имеют в обыденном сознании негативное представление, например поп (священнослужитель),
-
обвинение в намерениях,
-
спираль или цикличность вопросов – задать несколько вопросов в различных формулировках,
-
демонстративное умалчивание,
-
передергивание аргументов (собеседник соглашается, но приводит другие аргументы).
-
фразы: это банально, наивно.
|