Главная » Статьи » III_Операции с объектом » 18_Встраивание нужного объекта |
1. Имея возможность наблюдать конкретную среду, фауну и флору, члены определенного сообщества, обобщая свой опыт, придавали соответствующим объектам и проявлениям символическое значение. Воспринимая их или их изображения, носители соответствующей культуры могли испытывать определенные эмоции: удовлетворение, воодушевление или, наоборот, страх, тревогу, подавленность. Э.Б. Тайлор, рассматривавшая в числе прочего истоки различных примет и предсказаний, отмечала, что ей вполне понятно, почему «коршун означает хищничество, аист – согласие, пеликан – благотворение, осел – трудолюбие, почему пчелы – символ покорного народа – могут быть благоприятным знамением для короля, а мухи, которые снова прилетают, сколько бы их ни гнали, могут быть символом докучливости и наглости». 2. Вместе с тем, символическое значение некоторых объектов в различных сообществах будет различным. В качестве примера можно рассмотреть изображение пятиконечной звезды. Понятно, что для простого красноармейца звезда на его буденовке могла выступать совершенно в ином смысле, как и для граждан США, в связи с использованием этого образа на их государственном флаге. Ранее, для последователей средневековых магов пентаграмма с вписанной в нее фигурой человека являлась знаком адептов, которые полагали, что благодаря знанию законов мира, который большинству представляется четырехсторонним, они могут найти путь к счастливому бытию, а для свободных каменщиков пентаграмма с вписанной в нее буквой G напоминала о двух священных словах Кабалы «гносис» и «генерацио», а также означал «Великий архитектор». 3. Визуальный стимул как знак определенного контекста. Примерами подобных визуальных объектов могут быть изображения, например, Чебурашки и Буратино для детей, выросших в советскую эпоху, супермена для тех, кто знаком с соответствующими комиксами и т.д. Изображения Будды и Шивы не только не будут однозначно идентифицированы средним российским испытуемым, но и ассоциативный ряд, возникающий при восприятии этих изображений, будет совершенно иным, более индивидуализированным, чем у испытуемых, хорошо знакомых с индийской культурой. Подобные объекты могут помещаться в иной смысловой контекст, чем достигается либо эффект комического, либо обеспечиваются условия для увязывания прежнего и нового контекстов, если не на смысловом, то хотя бы на эмоциональном уровне.
| |
Просмотров: 764 | | |
Всего комментариев: 0 | |