Главная » Статьи » III_Операции с объектом » 20_Раскрытие одушевленного образа |
1. К числу приемов активизации смыслообразования можно отнести: 1a. Внушающее побуждающее воздействие. 1b. Побуждение внутреннего диалога. 1c. Катарсические переживания при соприкосновении с произведениями искусства. 1d. Воздействие ритуалов и природных факторов. 1e. Вовлечение в специальным образом организованную деятельность информационного характера. 2. Побуждение процесса смыслообразования оказывается актуальным в связи с существенными переменами в жизни человека, их необходимостью или неизбежностью. Таких ситуаций множество, начиная от сугубо личных событий (рождение ребенка, возрастные изменения, события в профессиональной карьере, потеря значимого близкого), вплоть до социальных изменений, которые в нашей стране чаще всего приобретают характер катаклизмов и социальных катастроф. Подобные изменения, даже если они нормальны, а не экстремальны, тем не менее, вызывают растерянность и дистресс. Это и делает необходимым их переосмысление, что создает предпосылки для перехода на более высокую ступень в личностном развитии. 3. Воздействие природных факторов в целях побуждения смыслообразования в быту испытывал практически каждый, так можно назвать потребность воссоединиться с природой в «минуты душевной невзгоды». Рассмотрим в качестве примера опыт, описанный Дж. Девисом, с использованием разработанной им процедуры, осуществляемой в условиях дикой природы и направленной на стимуляцию личностного роста. Процедура – поход в дикие места к Священной горе – состоит из нескольких этапов: 3a. Подготовки. 3b. Отчуждения. 3c. Порога. 3d. Возвращения. 3e. Воплощения. Подготовка направлена на осознание перемены в собственной жизни, своего жизненного мифа, приверженности духовному обновлению, а также рефлексии внутренних ресурсов для похода к месту совершения обрядов. Фаза отчуждения посвящена сосредоточению на освобождении от старого Я и символическом умирании, которое помогает освободиться от привычных реалий жизни. Для того чтобы участники могли полнее пережить освобождение, использовались различные церемонии и структурированные занятия, а также прогулки, ведение дневника и медитация. Эту фазу обычно завершала церемония принесения жертвы, когда сжигается предмет, символизирующий отмирающее старое Я, что означало стремление освободиться от прошлого. Фаза порога между старым, которое уже не существует, и новым, которого еще нет. Во время этой фазы участник переживает символическую смерть. Этап возвращения, обеспечивающий возвращение к людям, – возрождение, новое начало.
| |
Просмотров: 852 | | |
Всего комментариев: 0 | |