Каталог статей
Главная » Статьи » III_Операции с объектом » 20_Раскрытие одушевленного образа

Слабости (защитные механизмы). Парадигма. Элемент

Материал предназначен для помощи в раскрытии слабости персонажа через его поведение. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных со­стояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так назы­ваемые защитные механизмы. Они предотвращают чувство тревоги, угрозы для самооценки и помогают не думать о неприятных вещах. Впервые они были описаны Зигмундом Фрейдом в его психоаналитической теории. По Фрейду, механизмы оберегают сознание от противоречий между примитивными и инстинктивными частями личности (в терминологии Фрейда «Id» или «Оно») и идеалистическими, связанными с ценностями и нормами, под названием «Супер-Эго». В отличие от большинства концепций Фрейда, эта была доказана во многих последующих исследованиях и стала одним из основополагающих аспектов психотерапии.

1. ОтрицаниеКогда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. Отрицание — это прямой отказ признать, что что-то свершилось в прошлом или происходит сейчас. Это один из самых известных защитных механизмов. За счет него человек пытается игнорировать вещи, с которыми не может справиться. Поэтому отрицание часто используется для описания ситуаций, в которых люди не могут посмотреть правде в глаза и признать очевидную истину. Например, личность с зависимостью будет говорить, что все под контролем, а жертвы травматических событий могут отрицать, что с ними что-то происходило. Хотя отрицание может временно оградить от тревоги или боли, оно требует значительных затрат энергии на поддержание иллюзии.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних  импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». Подавление — это попытка предотвратить попадание травмирующей информации в сознание. Однако эти воспоминания не исчезают, а продолжают влиять на поведение. Например, человек, который попытался вытеснить мысли о жестоком обращении в детстве, во взрослом возрасте может испытывать трудности в формировании отношений.Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне  необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.  

3. РационализацияОбъяснение неприемлемого поведения или чувства логическим образом, чтобы избежать признания истинных причин. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективнымисложившимися обстоятельствами. Например, человек, которому отказали в свидании, может говорить, что это произошло из-за плохой погоды. Студент может рационализировать низкую оценку на экзамене, обвиняя преподавателя в предвзятости, вместо того чтобы признать: он плохо подготовился. Рационализация предотвращает тревогу и защищает самооценку. Те, кто используют этот защитный механизм, склонны приписывать достижения своим собственным качествам и навыкам, а в неудачах винят других людей или внешние силы.

4. Интроекция. Этот вид защиты способен облегчить жизнь, освободив от ответственности, анализирования ситуаций и решения проблем. Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению чужого, копирует способы поведения, абсолютно не задумываясь, подходит ли это всё ему самому и соответствует ли его точке зрения и ценностям, в общем-то, собственной точки зрения у него нет. Данный механизм необходим для выживания детей, ведь если бы мы не принимали на веру всё, что нам сказали родители, мы бы вряд ли выжили даже в наше время, не говоря уже о доисторических. Критически настроенные малыши, которые при крике родителя "беги!" первым делом садились и начинали размышлять, стоит ли, были съедены дикими зверями давным-давно, и гены свои не передали. Интроекция начинает, напротив, мешать развитию по достижении ребенком инициации. По ходу взросления должно формироваться критическое мышление: человек должен перерабатывать информацию с учетом имеющихся знаний и прожитого опыта.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не призна­ют. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собствен­ные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. Например, если девушке надоел партнер, то ей может казаться, что к немумнеодобрительно относятся ее родители. За счет проекции также формируется эмпатия и сочувствие.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Интеллектуализация — это холодное и критическое осмысление событий. Этот защитный механизм позволяет не думать о стрессовом и эмоциональном аспекте ситуации, а сосредоточиться только на интеллектуальном компоненте. Например, человек, у которого только что диагностировали смертельное заболевание, может начать дотошно собирать информацию о болезни, отстраняясь от своих эмоциональных переживаний.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовле­творении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допусти­мым способом. Замещение — это перенос негативных чувств и переживаний на людей или объекты, которые представляют меньшую угрозу, чем те, кто их вызвал. Распространенный пример — замещенная агрессия. Вместо того, чтобы направить свой гнев на реальный объект (например, оспорить несправедливое решение руководителя), человек срывается на домочадцев или домашних животных.

8. Реактивное образование.  Это придание чувству или эмоции противоположного значения. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противо­положного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Человек может демонстрировать подчеркнуто дружелюбное отношение к знакомому, который ему очень не нравится, чтобы скрыть свои истинные чувства от самого себя. Часто именно из-за этого защитного механизма формируются гомофобия, расизм и другие виды стигматизации. 

9. Регрессия.  Это отказ от преодоления стресса и возвращение к моделям поведения, которые использовались на более ранних этапах развития личности. Например, человек может начать плакать или капризничать, как ребенок, услышав неприятные новости.


По мнению Фрейда, если защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в снови­дениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения чело­века, вплоть до появления патологических отклонений.

Категория: 20_Раскрытие одушевленного образа | Добавил: atamanov (27.08.2013)
Просмотров: 848 | Теги: Мотив, текст, осознание, Элемент, комментарий, Фильм, средство, понятие, действие, ПУТ, сцена, интервью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]