Каталог статей
Главная » Статьи » III_Операции с объектом » 20_Раскрытие одушевленного образа

Виды интервью. Парадигма. Элемент

1. Любая беседа — обмен мнениями. Собеседники при этом находятся в равных положениях. А вот интервью называть обменом мнениями было бы не совсем верным, поскольку это — получение информации. Журналист нацелен получить информацию, поэтому дискуссии зачастую недопустимы. В журналистике виды интервью можно рассматривать по-разному. У американцев это классифицируется примерно так:

  1. - в зависимости от материала, который последует (информационное, личностное и пр.);
  2. - по типу организации (случайное, по договоренности, пресс-конференция);
  3. - по предмету обсуждения (происшествия, политика, преступления);
  4. - по типу собеседника (звезды, очевидцы событий, незаметные, хорошо известные);
  5. - по социальному положению (высшие слои, равные журналисту, низшие слои);
  6. - по способу общения (по телефону, личная встреча).

2. У нас обычно виды интервью классифицируются так:

  1. - интервью протокольные (цель которых - получить официальные разъяснения);
  2. - информационные (цель которых - получить от компетентного лица сведения по злободневным вопросам. Такое интервью приближается к обычному разговору, где ответы собеседника нельзя считать заявлением);
  3. - интервью-портрет (раскрытие личности);
  4. - интервью-дискуссия (выявление возможных точек зрения);
  5. - интервью-анкета (фиксирование мнений различных людей, но только по одному вопросу).

3. По степени стандартизации виды интервью делят на:

  1. - строго стандартизированные;
  2. - полустандартизированные;
  3. - не стандартизированные;
  4. - смешанные.

Строго стандартизированные виды интервью планируются заранее. Составляются четкие вопросы, которых журналист придерживается, не отступая ни от упорядоченности, ни от формулировки. Эти вопросы могут быть направлены собеседнику заранее (для ознакомления и подготовки к ответам).

Полустандартизированные виды интервью похожи на стандартизированные (вопросы готовятся заранее), но здесь журналист имеет право менять вопросы, задавать дополнительные или наводящие, приспосабливаясь к опрашиваемому. Интервью свободные (не стандартизированные) не предусматривают подготовленных вопросов. Журналист может составить ("набросать") план хода беседы и вопросы, которые нужно осветить. Можно изменить подготовленный план в зависимости от хода беседы. Бывают еще и смешанные интервью, когда невозможно следовать четко составленному до этого плану (например, отсутствие подтверждающих гипотезу фактов).

4. Виды интервью разделяют и по характеру информации, которая получена. Это могут быть:

  1. - фактические сведения;
  2. - выяснение мнения или фактов у одного человека о другом (или же о проблеме);
  3. - данные для получения "портрета" личности опрашиваемого.

5. Кроме того, виды интервью зависят от отношения опрашиваемого к беседе. Одни интервьюируемые с журналистом сотрудничают охотно, другие - равнодушны (не уходят от контакта, но и говорят не очень охотно), третьи - сопротивляются и всячески игнорируют общение. Здесь важно раскрыть причину, по которой собеседник повел себя определенным образом. Журналист должен уметь усилить благоприятствующие мотивы и ослабить препятствующие, удерживая разговор в рамках заданной заранее темы. Метод интервью здесь играет далеко не последнюю роль.

6. Виды интервью по стадии исследования разделяют на:

  1. - предварительное (пилотажное исследование);
  2. - основное (сбор сведений основных);
  3. - контрольное (необходимо в случае недостаточной информации или уточнения полученной).

7. По количеству участвующих может быть интервью массовое, групповое, индивидуальное. Очень интересен и своеобразен блиц-опрос (это быстро дающиеся ответы на заранее подготовленные вопросы). Блиц-опросы могут проводиться массово, индивидуально, при личной встрече, в сети (виртуальные вопросы на сайтах).

 

Категория: 20_Раскрытие одушевленного образа | Добавил: atamanov (13.07.2016)
Просмотров: 1275 | Теги: интервью, Ситуация, прагматическая ситуация, коммуникация, Элемент, роль, действие, контекст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]