Каталог статей
Главная » Статьи » V_Операции над реальностью » 30_Техника перестройки

Взгляд на контекст периферическим зрением. Прием

///в разработке///

См. Технику перестройки в составе теории оСознания

Автор должен уметь «включать» особый тип внимания – объемное или периферическое внимание. Как инициировать мышление, не связанное логическими конструкциями, как взглянуть на контекст максимально широко – но в рамках действующей в сознании установки на поиск содержания? Наше мышление основано на предъявлении субъектом самому себе инициирующих это мышление стимулов. Это «автопредъявление» есть не что иное, как внимание. Трудности мышления можно рассматривать как трудности, возникающие в процессе предъявления сознанию стимулов, трудности, связанные с инициированием селективного, произвольного внимания.

Подумать. Он был уверен: именно этого и ждет от него Тибинг. Вот почему он отдал мне криптекс. Чтобы я почувствовал, что стоит на кону. И принял решение.  Англичанин рассчитывал на то, что прикосновение к творению Великого мастера заставит Лэнгдона осознать значимость кроющейся в нем тайны. Пробудит непреодолимое любопытство истинного ученого, перед которым меркнут все остальные соображения. Заставит понять, что если тайна краеугольного камня останется неразгаданной, то это будет огромная потеря для истории. Лэнгдон был уверен: у него осталась единственная возможность спасти Софи, и связана она с разгадкой последнего ключевого слова. (…) Повернувшись спиной к Тибингу и Софи, он продолжал двигаться к высоким окнам в стремлении отыскать в их цветных витражах хотя бы искорку вдохновения. Но ничего не получалось».

Одна из основных сложностей мышления заключается в том, что при решении конкретной задачи нельзя добиться оптимизации внимания созданием группировки внутренних мотивов.

«Усилие, вкладываемое в задачу, обусловлено, главным образом, внутренними требованиями задачи и что произвольный контроль над усилием довольно сильно ограничен» [Канеман Д. Внимание и усилие. Пер. с англ. – М. – 2006. С.31].

«Состояние высокой активации связано со следующими эффектами: 1) сужением внимания; 2) повышенной гибкостью внимания (т. е. отвлекаемостью – А.Ш.); 3) трудностями в управлении вниманием при тонком различении» [Канеман Д. Внимание и усилие. Пер. с англ. – М. – 2006. С.59-60].

То, что мы называем периферическим, или объемным, вниманием описано исследователями как «луч света, в котором центральная сверкающая часть представляет фокус, окруженный менее интенсивной каймой». И далее: «Такой луч обладает двумя характеристиками, которые могут определять широту внимания: ширина луча и пространство, по которому он может перемещаться при сканировании стимульного поля. Эти две характеристики концептуально независимы, и точное определение широты внимания должно четко отделять ширину луча от его устойчивости» [Канеман Д. Внимание и усилие. Пер. с англ. – М. – 2006. С.59-60].

«Глядя на пригибаемые ветром верхушки деревьев, Лэнгдон, казалось, ощущал ее невидимое присутствие. Знаки разбросаны повсюду. Вот из тумана выплыл искусительный образ – ветви старой английской яблони, сплошь усыпанные бело‑розовыми цветами. В каждом пять лепестков, и сияют они свежестью и красотой, подобно Венере. Богиня в саду. Она танцует под дождем, напевает старинные песни, выглядывает из‑за ветвей, смотрит из розовых бутонов, словно для того, чтобы напомнить Лэнгдону: плод знаний здесь, совсем рядом, стоит только руку протянуть».

Герой у автора моделирует ситуацию, в которой решающий важнейшую для себя задачу субъект как бы отвлекается от основного намерения, маскирует его в собственном сознании, а установка на поиск остается на бессознательном уровне. Субъект создает  эту установку заранее, помнит о ней за мгновение до действия, а потом ведет луч сознания в широком, объемном поле внутреннего зрения; он как бы использует инерцию основного, замаскированного намерения. Смыслы должны свободно «парить» в сознании. Герой выходит из поверхностного контекста, когда перестает испытывать его «силой», прямо. Вопрос о «шаре» уже не стоит как часовой, сознанию дана свобода, но оно хранит установку поиска. Только так возможно появление ассоциативных цепочек, складывающихся под действием установки в различные уровни контекста.

«– Шар, от которого вкусила Ева, – холодно произнес Лэнгдон, – чем навлекла на себя гнев Господень. Первородный грех. Символ падения священного женского начала.

В этот момент Тибинга, что называется, озарило. Ну конечно же! Шар, который должен был украшать могилу Исаака Ньютона, представлял собой не что иное, как яблоко, которое, упав с ветки на голову ученому, навело его на мысль о законе всемирного тяготения. Плод его труда! На плодоносное чрево сие есть намек!»

Требование к методике упражнений, предъявляемым при обучении данному приему, должны основываться на актуализации особого типа внимания – периферического. Оно должно быть не узко направленным, излишне не активированным – дабы избежать интенсивного смыслополагания. В противном случае субъект неконтролируемо «перескакивает» на методику опознания, в которой он не в состоянии открывать новые для себя, продуктивные смыслы. Об этом в частности пишет М.С.Шехтер: «Хорошие условия для обучения этому умению создаются при правильном инструктировании учащихся (см. выше) и при стационарно-динамическом режиме тренировки. Он состоит в следующем. В первый период тренировки по различению объектов данного класса и других объектов круг его представителей относительно узок и постоянен. Затем неожиданно вводится новый объект, резко отличающийся по своим наглядным чертам от прежних. После этого круг предъявляемых объектов относительно продолжительный период времени снова не меняется (второй стационарный период). Затем неожиданно вводится другой новый объект, после чего опять идет полоса использования стационарного состава. Так повторяется несколько раз. Тем самым ученика неоднократно ставят в такие ситуации, когда на фоне постоянного, привычного состава объектов неожиданно предъявляется новый, необычный объект. Школьник учится, как надо действовать в таких неожиданных ситуациях. В частности, когда указанные изменения наступают на стадии симультанности, он учится быстрому переключению с одного способа опознавания на другой. <…> Гораздо менее эффективны два следующих типа условий тренировки. В первом случае предъявляемые объекты в своем внешнем выражении мало разнообразны. Во втором случае разнообразие вводится в практику упражнений слишком быстро и бессистемно, перед предъявлением нового объекта систематически не создается более или менее длительный привычный фон и, значит, не обеспечивается непривычность нового объекта и неоднократность таких неожиданных ситуаций» [Шехтер М.С. Классификация опознавательных эталонов и анализ эталона-прототипа (для класса зрительных объектов)//Вопросы психологии. – 2003. – №3. С.95–96].

Все рассмотренные выше приемы операций над субъективным видением контекста используют механизм психологической установки. «...Решающая роль механизма психологической установки некоторого функционального состояния организма, сложившегося в предшествующем опыте, – в направлении каждого вида и формы человеческой активности, в создании определенной предрасположенности, готовности индивида действовать тем или иным образом» [Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука. – 1966].

В стратегии опознания автор текста реализует целевую установку (ЦУТ) и прагматическую установку (ПУТ) текста. В деятельности осознания  автор создает ментальную установку, установку работы сознания, нацеленную на поиск ИП. Однако технологичность этой работы прямо зависит от способностей автора блокировать стихийный запуск стратегии опознания.

Категория: 30_Техника перестройки | Добавил: atamanov (28.08.2013)
Просмотров: 481 | Теги: энергия, псевдоинородный признак, прием, инородный признак, автор, жанр, контекст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]