Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Прагматика изображения |
1. В пейзажах художников европейских школ XVII—XVIII веков темный, коричневатый первый план оттенял глубинность ландшафта, переходя в зеленые тона центральной части, а потом в легкие голубые тона дальнего плана. В сущности, это принцип тональной перспективы, обогащенный колористическим решением. 2. Как правило, живописцы не выделяли какую-нибудь отдельную деталь с целью поместить ее впереди главного изображения. Они справедливо считали, что для статичной композиции такое пятно может оказаться помехой, снижающей четкость построения картины. Для живописи это правомерно, так как на плоскости картины неподвижный передний план сочетается с неподвижными компонентами всей композиции, и, помешав наблюдателю, он будет мешать ему все время. В кино передний план действует по-другому. Он не может обеднить композицию, потому что кадр с переднеплановой деталью обязательно будет дополнен другими кадрами эпизода, в которых ситуация будет показана с других точек. А кроме того, киноэкран показывает взаимодействие переднеплановых деталей с остальными объектами в том движении, которое связывало их в жизни. 3. Играет роль и то, что между зрительским восприятием живописного произведения и восприятием кинокадра есть колоссальная разница. Основой для кинокомпозиции всегда является реальный факт, который в момент съемки возник перед камерой. Зритель чувствует это и относится к сложившейся на экране композиции как к заданной объективно, существующей помимо воли кинооператора. Поэтому если на полотне картины, изображающей двух влюбленных, переднеплановая деталь могла бы показаться лишним компонентом, то в композиции кинокадра этот элемент воспринимается как должное и не мешает четкости общей конструкции (кадр ниже).
4. Дать опознавательные приметы среды — А может, этот передний план в данном случае совершенно не нужен? Все ясно и без него. — Уберите его, и вы ничего не потеряете!.. Попробуем разобраться. Дело в том, что листья (рис. выше), которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к сюжетной основе, видны также и сбоку и сзади персонажей. Значит, их появление на переднем плане не случайно. Они — опознавательные приметы среды. 5. Символизировать отрешенность героев Помещенные на переднем плане фигуры как бы символизируют отрешенность юных героев от городского шума, от посторонних людей. Юноше и девушке хорошо вдвоем — вот о чем говорит этот передний план, который усиливает лирическое настроение, гармонирует с молодым чувством, естественным, как сама природа. 6. Избавиться от назойливости вторжения в отношения людей в кадре Передний план, разделяющий съемочную точку и героев, говорит и о том, что кинооператор снимает их, не назойливо вторгаясь в их личные отношения и не «пошлой» камерой, подглядывающей сквозь густые заросли. 7. Создать иллюзию пространства, что всегда усиливает достоверность Кроме того, передний план создает иллюзию пространства, что всегда усиливает достоверность внутрикадрового действия. 8. Пример (окно на переднем плане заставляет помнить о присутствии взгляда второго персонажа): См. также: Создать естественные границы кадра Использовать глубинную мизансцену
| |
Просмотров: 1103 | | |
Всего комментариев: 0 | |