Привлечь (активизировать) внимание за счет движения
Движение всегда овладевает вниманием. Независимо от элементов, упорядочивающих восприятие статичного изображения, таких, как яркость, размер или цвет, человек прежде всего будет воспринимать движущиеся объекты. На определенной стадии развития человечества выживание индивида зависело от возможности мгновенно заметить перемены, происходящие в окружающей среде, а движение является индикатором изменений. Это свойство внимания определяло, найдет ли человек пищу или сам станет добычей. Движущийся в рамках кадра объект, как правило, привлекает внимание зрителя более, чем любые другие композиционные решения.
Художественный потенциал движения скрыт в снимаемом объекте, снимающей камере и монтаже. С точки зрения перемещающегося объекта движение различается:
1. По направленности:
1a) слева направо — не обостряет эмоциональную реакцию зрителя, так как повторяет траекторию взгляда при чтении и наиболее комфортно, привычно для глаз европейца;
1b) справа налево: способствует нарастанию драматизма, поскольку противоречит традиционному слежению взглядом;
1c) навстречу камере: обозначает решительное устремление персонажа (или любого другого объекта) войти в пространство зрителя (с дружелюбной или агрессивной целью); может выражать его уверенность в себе, угрозу, проявление интереса к мелкому объекту и т. д. Он всегда выполняет чью-то волю: это может быть как собственное желание героя, так и выполнение приказа; но такое движение в кадре – всегда результат развития действия, сюжетное событие;
1d) от камеры: обозначает обратную ситуацию — объект удаляется, дистанция между ним и зрителем увеличивается, состояние «угрозы» нейтрализуется, напряженность спадает; также можно придать кадру разную эмоциональную окраску, но чаще всего этот прием используется для создания грустного настроения при разлуке, прощании (удаление объекта означает, что «мы» остаемся, а он направляется к другому существованию, к другой жизни в других обстоятельствах).
2. По скорости:
2a) медленное: отражает преимущественно эпический характер повествования и присуще общим и дальним планам;
2b) интенсивное: свидетельствует о нарастании драматического напряжения действия;
2c) равномерное: передает естественный ход событий;
2d) ускоренное: обозначает довольно высокую степень условности и используется в фантастических, комедийных жанрах;
2e) остановка: обозначает не просто торможение, но «ломает» темпоритмический рисунок и зачастую приобретает символический оттенок.
3. По характеру:
3a) традиционное: естественный способ перемещения независимо от скорости и направления (ходьба, бег, проезд и т.п.);
3b) эксцентрическое: условный способ перемещения (пантомима, «утиная», «лунная» и прочие походки);
3c) танец: хореографические композиции, номера, используемые в мюзиклах, музыкальных комедиях и прочих соответствующих жанрах (но при этом следует вспомнить мощный образно-пластический контрапункт из фильма-поэмы А. Довженко «Земля»: танец Василя и «танец» героя-антипода Хомы).
О наездах и отъездах камеры и операций с трансфокатором см. здесь |