Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Прагматика изображения |
1. Ошибка: Люди напротив друг друга смотрят в одну сторону. Если герой интервью в кадре на крупном плане смотрит справа налево, то интервьюер должен смотреть слева направо. На экране оба человека смотрят в одну сторону, а не друг на друга. 2. Ошибка: Объект «прыгает» в кадре с одной стороны на другую.
На экране стык будет выглядеть следующим образом (рис. 21). Перемещение объекта А с левой стороны экрана на правую и его взгляд на самого себя для зрителя будет совсем неожиданным и непонятным. Зритель начнет думать над тем, как это могло случиться, а смысл диалога на экране может отступить на второй план. 3. Улучшение: Непересечение видимой оси, или оси диалога Правило монтажа по ориентации в пространстве гласит: съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия (рис. 24). Все точки съемки выбраны точно, кроме 13-й. Это правило распространяется на любые взаимодействующие объекты. Художник и холст, на котором он рисует. Танк и пушка, которая по нему стреляет. Журавль и лягушка, которая пытается от него убежать. 4. Улучшение: Непересечение воображаемой (психологической) оси. Представим себе кинооператора, ведущего съемки фильма о боксерах. Он показал спортсменов, отдыхающих во время перерыва, и сделал это, сняв их с разных сторон линии взаимодействия героев, которая в данном случае проходит из одного угла ринга к другому (рис. 27). В итоге оба боксера смотрят в одном направлении (кадры 92 а, б). Зритель получил неточную пространственную картину происходящего действия. Линия взаимодействия объектов — это воображаемый показатель, но он всегда основан на связях, которые существуют на самом деле. Это могут быть действенные, механические связи и связи психологического характера. Они могут выражать самые сложные мысли, чувства и намерения. Выбирая съемочную точку, компонуя кадр, кинооператор должен видеть эту линию, анализировать ее роль. И не переступать ее, хотя она и воображаемая! — И если бы, снимая противников, кинооператор не пересек эту линию (рис.28), планы отдыхающих боксеров не нарушили бы образный характер эпизода (кадры 93 а, б). 5. Изменение: Правильно пересечь ось взаимодействия движением камеры в кадре. Камера во время съемки пересекает линию взаимодействия, и изменение ориентации объектов в пространстве происходит на глазах у зрителя. Дальше съемку кадров №№ 14, 15, 16 и т. д. нужно вести уже только с верхней части съемочной площадки от линии взаимодействия, если смотреть на план. 6. Изменение: Правильно пересечь ось взаимодействия движением героя в кадре. Причиной изменения расположения объектов в пространстве (рис. 26) служит не движение камеры, а перемещение героя. Камера остается на месте и лишь продолжает держать его в кадре, панорамируя за героем (А). Вместе с движением героя (А) перемещалась линия его взаимодействия с, и в момент, когда А пересек линию «камера — Б», произошло изменение расположения людей на экране — А оказался справа, а Б — слева. Во втором варианте камеру можно остановить даже раньше (рис. 27), в момент, когда А пересечет линию «камера — Б». После этого съемку нужно вести, ориентируясь на новую линию взаимодействия. | |||||||
Просмотров: 815 | | |
Всего комментариев: 0 | |