Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Прагматика изображения |
1. Ошибка: Дезориентация в пространстве при групповых взаимодействиях Идет заседание в огромном зале. Сидит за длинным столом президиум. На трибуне выступает оратор. Широкий зал с несколькими проходами полон слушателей. Перед творчески работающим хроникером возникает серьезная задача не повториться в композициях десятков кадров, отражающих ход работы собрания. Ситуация весьма характерная для телевидения. ![]() Единственный способ разобраться в этой сложной схеме съемки — нарисовать раскадровку. Кадр 1-й. Выступающий на трибуне смотрит в зал. Его взгляд направлен справа налево. Слушатели смотрят иа него. Их взгляд обращен слева направо. Кадр 2-й. Оратор на трибуне лицом к залу. Его взгляд — справа налево. Кадр 3-й. Два слушателя на переднем плане. Их взгляд получился обращенным в затылок оратора. Такое положение слушателей зритель не поймет. Кадр 4-й. Крупный план слушателя. Взгляд обращен справа налево. Снова неточность. Кадр 5-й. Другой слушатель, но смотрящий в лицо предыдущего. Попробуйте определить, где президиум!
Кадр 6-й. Средний план членов президиума. Они смотрят в ту же сторону, что и слушатель. Понять, что на экране президиум, можно только по краю стола в кадре. Кадр 7-й. Общий план зала. Оратор смотрит слева направо, зал ориентирован в кадре лицом справа налево. Обратная ситуация по отношению к первому кадру. Кадр 8-й. Крупный план слушателя. Не монтируется с предыдущим кадром. Кадр 9-й. Крупный план оратора. Его взгляд направлен в спину слушателя. Не монтируется. Кадр 10-й. Общий план зала. Взаимное направление взглядон зала и президиума, как в кадре 1-м. С предшествующим кадром не монтируется. Что же произошло? Какие допущены ошибки и как их устранить? Кадры 1-й, 2-й, 5-й, 8-й и 10-й сняты с точек, расположенных по одну сторону от линии взаимодействия «зал — оратор», а кадры 3-й, 4-й, 6-й, 7-й и 9-й с точек, находящихся по другую сторону от этой линии. 2. Улучшение: Закрепить за каждой группой направление взгляда справа или слева от камеры В таких случаях обычно пользуются самым простым способом. Оператор и режиссер следят за тем, чтобы взгляды членов президиума, оратора и сидящих в зале соответствовали какому-то одному избранному ими основному направлению. Если за такое направление принято взаимное расположение действующих лиц в кадре 1-м, то во всех остальных оно остается таким же: для президиума и оратора — справа налево, для слушателей — слева направо. Соблюдать этот принцип нетрудно, главное, чтобы взгляд оратора в любом кадре, где он снят, проходил слева от камеры (рис. 34), а взгляд сидящих в зале —справа от аппарата (рис. 35). 3. Улучшение: показать зрителю создание новой линии взаимодействия За столом «12 разгневанных мужчин». Идет напряженный спор. Режиссеру для выразительного решения сцены нужно выхватывать крупные и средние планы героев, сидящих на разных концах стола. Если провести линии взаимодействия на плане съемочной площадки, легко запутаться. Их окажется слишком много. Как быть? Как расставить точки съемки (рис. 37)? ![]() Во-первых, следует помнить, что мы ведем разговор о стыке двух соседних в монтаже кадров. Именно соседние, стоящие один за другим планы в момент стыка должны соответствовать комфортным условиям восприятия. Во-вторых, каждая сложная cцена может быть разбита на куски, монтажное решение которых нетрудно выбрать, опираясь на простейшие приемы. Действие, к примеру, может развиваться: 5-й вел спор с 9-м, и для подтверждения своих аргументов обратился к 12-му. Камера стояла в этот момент как раз между 9-м и 12-м (рис. 38). ![]() Переброска взгляда 5-го с одной стороны камеры на другую. В начале плана 5-й смотрел вправо от камеры, а в конце взгляд его оказался по левую сторону от объектива. Это случилось в кадре 19-м. Если мы вели съемки спора 5-го и 9-го, ориентируясь на их линию взаимодействия, то после перевода взгляда возникла новая линия взаимодействия между 5-м и 12-м. Изменение произошло внутри одного кадра. А внутри кадра в процессе съемки когда зритель видит само изменение, допустимо все что угодно. ![]() И хотя мы поставили камеру, казалось бы, ошибочно по отношению к линии 5-й—9-й, на экране будет точное монтажное решение. Новая линия взаимодействия 5-й—12-й становится как бы главной линией отсчета и на дальнейшую съемку. И такой монтажный переход зритель воспринимает как естественный. 4. Улучшение: Брать за точку отсчета именно взгляд персонажа Взгляд человека, направленный чуть правее вскользь от объектива или чуть левее, будет восприниматься зрителем как взгляд, направленный вправо или влево. А человек, лицо которого обращено вправо, а глаза повернуты влево от оси аппарата, будет воспринят зрителем как смотрящий влево. Направление взгляда остается решающим фактором и в таких случаях. | |||
Просмотров: 753 | |
Всего комментариев: 0 | |