Каталог статей
Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Техника прагматики изображения

Деталь (часть 1). Инструмент

1. Ошибка: Много внимания уделяется детали

Очень легко переоценить психологическую и описательную значимость какого-либо элемента при подготовке к съемке, при этом в реальном кадре этот элемент будет смотреться гораздо беднее. Его описательная значимость не уменьшится, но будет ли зрительный образ достаточно выразительным? Многие кадры не удались только потому, что все внимание фотографа было приковано лишь к одному, как правило, субъективно важному элементу изображения. Подобные фотографии не в состоянии привлечь внимание широкой аудитории, но они могут быть интересны конкретным людям, для которых во всем изображении визуальную ценность представляет лишь субъективно значимый объект (см. далее раздел «Интерес»).

2. Улучшение: Деталь всегда должна быть связана с человеком

Деталь — это укрупнение предмета, показывая который кинооператор заостряет внимание зрителей на главной идее изобразительной информации. Деталь может характеризовать героя и выражать отвлеченное понятие, но она всегда материальный объект, связанный с человеком.

3. Улучшение: Деталь должна нести символический смысл, а не быть простым укрупнением масштаба

Триптих «Новеллы маминой хаты» (см. кадры ниже) состоит из общего и среднего планов, подкрепленных деталью. О чем говорят старые потрескавшиеся бревна, простоявшие, может быть, не одно столетие, пережившие несколько поколений, чуткому зрителю?

Деталь — это не просто укрупнение масштаба. Основу для ее появления должен диктовать смысл, который ей придается. Детализация — это изобразительный акцент, выражающий мнение автора, причем деталь не просто дополняет круг сведений о событиях и людях, она является главным изобразительным комментарием, в котором сконцентрирована сущность происходящего действия, факта, явления. Поэтому кадр, где снята деталь, может быть гораздо выразительнее других масштабных единиц. Детали может быть подвластно то, что не под силу ни общему, ни среднему, ни крупному планам. Это объясняется тем, что кинооператор оставляет за рамками видоискателя все, кроме одной конкретной информации, которая появляется как изобразительное толкование основной идеи. Показав характерную деталь, автор может выявить тончайшие причинно-следственные зависимости, дать емкий образ, близкий к кинометафоре, киносимволу.

Случайное укрупнение масштаба, не выражающее никакой мысли, лишь отвлекает внимание зрителя, и таких ошибок следует избегать. Важно, чтобы, выбирая деталь, кинооператор отдавал себе отчет, что он укрупняет не предмет, а смысл, подчеркивает эмоцию, создает образ.

 

См. Деталь (не "перебивка"!)

 

Категория: 38_Техника прагматики изображения | Добавил: atamanov (14.12.2015)
Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]