Каталог статей
Главная » Статьи » VII_Производство » 39_Работа со звуком

Звуковые стимулы. Контекст

Среди причин, обуславливающих психологические эффекты, вызываемые звуковыми стимулами, могут быть:

1. Ориентировочная реакция вследствие неожиданных изменений аудиополя, его неоднородности. Фраза, в отличие от прочих произнесенная актером шепотом, позволяет определенным образом расставить смысловые акценты в соответствующей реплике. «Излом» ситуации постановщики пытаются обозначить неожиданно возникающими звуком, музыкальным фрагментом. Основой подобных воздействий будет ориентировочная реакция. В связи с этим, изменение тембра, длительности звучания и прочих характеристик элементов аудиополя может играть роль своеобразных маркеров.
2. Неожиданное нарушение «звукового» контекста, привнесение эмоционально иного фрагмента. Появляется неожиданный звуковой фрагмент, иной эмоциональной окраски, «не из этой оперы»; речь прерывается специфическим шумом или, наоборот, обрывается тишиной.
3. Угашение ориентировочной реакции при фиксации внимания на однородном звуковом стимуле.
Физические характеристики стимулов, в том числе высота, тембр, сила звука ///Пример речи генерала перед Антантой из Тихого Дона»///. Чрезвычайно перспективными в этом контексте являются исследования так называемого эмоционального слуха. Этот термин введен В.П. Морозовым для обозначения способности к адекватному восприятию, а также и воспроизведению эмоциональной информации в речи, пении, музыке. Психоакустической основой эмоционального слуха является "тонкий анализ и различение тембральных (спектральных), темпоритмических, динамических и интонационных (звуковысотных) особенностей акустического строения и динамики звука речи, голоса или музыки, характерных для той или иной эмоциональной окраски и ее нюансов.
4. Специфика гештальта, возникающего на основе звукового ряда. Так, трели соловья у жителей средней полосы могут ассоциироваться с тихим весенним вечером, а крики чаек - с морским побережьем. Шум леса, щебет птиц, шум океана у жителей мегаполисов ассоциируются с покоем, "естественным бытием", что активно используется в сеансах релаксации. Звуки льющейся воды, издаваемые животными, работающими механизмами или возникающие при протекании тех или иных процессов, в тех случаях, когда они однозначно связаны в опыте человека с их источником, способны вызвать более или менее общий для многих людей ряд ассоциаций, в частности, зрительных представлений.
5. Отнесение в рамках определенной культуры конкретного звукового стимула к определенному смысловому контексту. Отнесение звукового стимула к определенной ситуации, имеющей определенный смысл для конкретного человека. Раскаты грома, как предвестники надвигающейся стихии; крик петуха как символ поворота ночи к утру со всеми из этого вытекающими последствиями - примеры такого рода стимулов.
6. Символическое значение стимула в рамках определенной культуры, отражающей опыт и традиции конкретных общностей.
7. Эстетические переживания вследствие комплексного воздействия музыкальных произведений.
8. Непосредственные переживания, вызванные музыкальными образами, а также их осмысление в контексте собственного мироощущения, приводящее к катарсису.

Категория: 39_Работа со звуком | Добавил: atamanov (19.08.2013)
Просмотров: 890 | Теги: эффект, editor, видео, клип, Фильм, Воздействие, коммуникация, Мероприятие, Промо, сцена, деталь, презентация, ролик, Director, средство, ПФФТ, монтаж, контекст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]