Главная » Статьи » VII_Производство » 40_Грамматика киноязыка |
1. Улучшение: Придать смысл следующим кадром. Возможен ли кинокадр с двумя равнозначными сюжетно-композиционными центрами? Очевидно, нет, потому что зрители все время отдают предпочтение какому-то одному действующему лицу или предмету — тому, который является в данный момент главным, вызывающим яркие эмоции. Зритель может переключать свое внимание с одного участка картинной плоскости на другой, но одновременно и однозначно воспринимать слова обоих участников этого напряженного разговора он не будет. В этом отличие звукового кинокадра от кадра немого кино — иногда композиционное решение кадра диктуется значением высказанных слов. При отсутствии звукового сопровождения центр композиции определяется смысловым значением изобразительных деталей. В кадре 8 место, которое могло быть отведено главному объекту, пустует. Оно в центре картинной плоскости, и композиция пока не выстроена. В поле зрения есть два предмета, претендующие на роль центра композиции. Это старая кукла и вагон трамвая. Для того чтобы выявить центр, кинооператор должен решить, что ему важнее: вагон с уехавшими людьми или брошенная игрушка? Если первое — то следует сделать панораму вверх и оставить за нижней рамкой кадра куклу, показав, что хозяйка куклы и ее родители уехали, не обратив внимания на эту «маленькую трагедию». Если же кинооператору важнее «судьба» брошенной игрушки, то последуют панорама вниз и укрупнение старенькой куклы. Кадр станет эмоциональным и выразительным. Достаточно вспомнить стилистику сказок Андерсена, чтобы представить себе, что второй вариант мог бы стать финалом очень трогательной истории, исполненной самых драматических человеческих чувств. Искусство, как известно, не терпит категорических формул, и, вероятно, можно строить композиции с двумя и даже с несколькими центрами, но при условии, что такая изобразительная неясность формы выбрана намеренно и цель автора — вызвать у зрителей ощущение неясности, растерянности, непонимания того, что же следует предпринять герою эпизода и почему...
— Что можно сказать о кадре ниже, с головой свиньи, здесь явно два центра? — Какой из них главный, а какой второстепенный. — Нужно включить этот кадр в монтажную фразу, и тогда все станет ясно. Предыдущий и последующий кадры подскажут, что главное в этой композиции.
2. Улучшение: Придать эмоцию следующим кадром (применить эффект Кулешова). В. И. Пудовкин в работе «Техника кинопроизводства и кинодействия» писал: «Мы с Кулешовым провели интересный эксперимент. Мы взяли из нескольких фильмов несколько крупных планов известного русского актера М. Б. Мозжухина. Мы выбрали статичные крупные планы, которые не выражали ничего, — спокойные крупные планы. Мы смонтировали эти крупные планы, которые были очень похожи друг на друга, с другими фрагментами фильмов в три различные комбинации. В первой комбинации крупный план Мозжухина. Он смотрит на суп. Во второй комбинации лицо Мозжухина было смонтировано с кадрами, на которых был снят гроб с телом женщины. В третьей после крупного плана шли кадры с маленькой девочкой, играющей с плюшевой игрушкой. Когда мы показали эти три комбинации зрителям, не знавшим нашего секрета, результат был потрясающим. Публика восторгалась мастерством артиста. Они отмечали его печальное настроение над тарелкой забытого супа, были тронуты его глубокой скорбью, когда он смотрел на мертвую женщину, и восхищались легкой счастливой улыбкой, с которой он смотрел на играющую девочку. Но мы-то знали, что во всех трех случаях было одно и то же лицо».
3. Улучшение: Придать ритм изображению. Вертикальная линия подразумевает равновесие, диагональная — потенциально подвижна, а горизонтальная линия олицетворяет спокойствие.
4. Изменение: Изменить порядок планов.
Порядок, в котором появятся на экране эти кадры, обозначит, кто кого догоняет, и, таким образом, соединение одних и тех же компонентов приобретает различный смысл. 5. Изменение: Связать планы дистанционно (символическая связь). Четко оформленные связи между кадрами действуют в близких пределах, в основном они касаются соседних кадров, а дальше их заслоняет новая информация, которая складывается в единый поток. В этом потоке каждый из мизанкадров может сохранять свое влияние на остальной материал и вступать в смысловые и эмоциональные связи с другими мизанкадрами на протяжении всего эпизода и даже всего фильма. Дистанция между ними может быть самой различной. Именно на этом и построен принцип дистанционного монтажа. Но, конечно, такие контакты возможны только между кадрами, которые заключают в себе концентрат мысли и чувства. | |
Просмотров: 793 | |
Всего комментариев: 0 | |