Каталог файлов
Главная » Файлы » Рецензии на кино » Матрица (The Matrix, 1999)

Герой не знает, а осознает
10.01.2020, 21:03

Тип настройки автора текста рецензии: Сатурн. Образ автора текста рецензии: Авторитет.

В "Матрице" зритель имеет дело с выдающейся системой образов. В кино невозможно провернуть глубокую проработку отдельных образов и, одновременно, глубокую проработку всей системы, – просто не хватит экранного времени. Даже в литературе таких примеров – единицы, и в любом случае это всегда формат романа-эпопеи, вроде "Войны и мира" Толстого. Культура проработки образа сложилась в кино под влиянием театра и художественной, с глубоким психологизмом, литературы; что же касается системы образов Матрицы, здесь мы имеем дело с культурой ролевых игр, мир которых с начала нового тысячелетия захватил сознание значительной части общества.

Глубокая проработка системы по-прежнему дает высокохудожественные решения относительно каждого отдельного персонажа, но уже – не из его внутренней драмы, а как бы с внешней стороны, отыгрывая на ключевых различиях и одновременно общих связующих элементах двух и более персонажей. Зритель имеет дело не с героем, а с матрицей героического во взаимоотражении с матрицей антигероического. Ничего нового здесь, конечно, нет. Мы вошли в Мир Сказки, а этот мир жестко структурирован (хрестоматийная работа В.Проппа многое может проиллюстрировать на сей счет) с самых пеленок человечества. Возможно, кстати, что сказка и выполняет эту функцию – пеленок человечества.

Любая волшебная сказка есть результат проработки системы образов. Но что мы тогда понимаем под глубокой проработкой? Тонкую проработку. В отличие от достаточно формальных элементов любой сказки, герои Матрицы – плоды работы сознания автора, но не только сознания, и не только работы. Породить настоящий, стоящий персонаж, это значит отправиться (броситься, погрузиться, войти и закрыть за собой дверь) в собственное бессознательное, в свои качественности, смыслы и смыслоиды. Когда Меровинген отворяет дверь, не факт, что он знает, куда попадет. Именно поэтому Нео не может его так просто найти. Эта способность осталась у Меровингена от прошлого, ведь и он был когда-то героем. А сейчас герой – Нео, а Меровинген – антигерой, но при этом он бывший герой, падший герой; подспудно сознание зрителя ищет эту разницу, эту дельту, внимание на которую обращает женщина (Белуччи), ведь одна из ключевых ролей женщины в общем деле – свидетельствовать, запечатлевать и отражать; женщина – благодарный зритель, поскольку она системно – зритель. Что ее влечет в Нео? Способность действовать не зная – а не бросаться словами, "знанием" в бездействии, как делает ее нынешний партнер.

Герой не знает, а осознает, в исключительно личном действии, в движении по личным выборам и личной ответственности. Это движение, как в компьютерной игре, позволяет персонажу собирать энергию, порции энергии. Женщина Меровингена неприкрыто хочет от Нео энергии, его типа энергии; секс – это способ ее передать. Сказать – значит принять на себя ответственность воплотить сказанное, даже если сказано это было о других. Меровинген говорит о законах причин и следствий «вообще», но "вообще" не бывает, раз уж человек открыл рот. С этого момента произнесенное стало его делом. Знание вошло в его путь. Меровинген знает, но попадает в ловушку слов. Называя знание, он в этот самый момент ослабляет себя. Нео обычно молчит, и это единственно правильная стратегия для героя. Называя знание, герой должен быть готов, что это знание пройдет через него испытанием. Меровинген давно не герой, он не готов к испытаниям, а его жизнь состоит из компромиссов и подушек безопасности. Обложившись подушками, создав комфорт, человек теряет контакт с миром, а познать мир, как и другого человека, можно только в бою. Меровинген не возвращается к прямой битве, он бежит. Он бежит не от Нео, он бежит от своего прошлого, где слово означает дело. Нео – молчун, Меровинген – "павлин напыщенный". Эти сравнения-створки – одни из многих дверей, через которые можно пролететь, в стремлении понять, какие компромиссы убивают в герое героя. Система образов на самом деле – система матриц, через которые сознание автора пролетает как ветер, в направлении, известном одному его бессознательному. Пролетая, он раскрывает матрицы как двери, наращивая их объем. Тонкость – от ветра, глубина – от личной ответственности героя за принятую в работу сверхзадачу.

См. 9 стилей, или 9 настроек автора медиатекста

Категория: Матрица (The Matrix, 1999) | Добавил: atamanov | Теги: Сатурн, Авторитет
Просмотров: 117 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]