Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 4_Стратегия оСознания |
1. Настройка внутри себя на поиск необычного («неправильного», нестандартного, странного и т. п.), культивирование состояния «здесь что-то не так» может направить внимание на проявления инородного признака (ИП) в контексте, и уже через эти проявления может быть выстроена цепочка содержания, соединяющая элементы "второго" контекста в сочетании с элементами "первого". 2. В качестве техник «детективного» поиска ИП мы выделяем следующие фокусы внимания:
3. Например, в рецензии на художественный фильм выбор стратегии – опознания или осознания элементов содержания будущей рецензии – имеет принципиальное значение. С одной стороны необходим индивидуальный взгляд автора, его личные открытия и найденные смыслы, с другой – он должен быть понятным самому широкому кругу читателей. В жанре рецензии автор должен постоянно осуществлять внутренние переходы – от одной стратегии к другой. Автор рецензии, опознавая, интерпретирует художественное содержание произведения в соответствии с личным опытом и знаниями культурных моделей. Автор сравнивает, обобщает, находит истоки использованных в произведении художественных методов, аналогий сюжета, историю художественных приемов и т. д. И в то же время он способен «увидеть» в фильме нечто принципиально инородное действующей парадигме художественного метода. Увидеть в художественном произведении органично вписанное инородное значит понять истинную ценность произведения, распознать роль и место автора произведения в парадигме современной культуры. Сделать это не так-то просто, однако попытки постоянно предпринимаются – критиками, культурными обозревателями, специалистами в области искусств. И причина этих попыток – в глобальной ценности инородного для хода эволюции культурных систем. Принципиально новое быстро занимает свое место в парадигме искусства и находит себе продолжателей и подражателей. При отсутствии внимательных и адекватных интерпретаторов, принципиально новое слово в искусстве внедрялось бы в культурную среду менее интенсивно. При интерпретации авторов, заведомо претендующих на новое слово в искусстве, рецензент, естественно, делает ставку на стратегию осознания. | |
Просмотров: 906 | | |
Всего комментариев: 0 | |