Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Стратегия оСознания

XXI. Стратегия оСознания VS стратегия оПознания

Предыдущий фрагмент


1. Стратегия осознания и стратегия опознания элементов содержания составляют диалектическую пару: единство в противоречии. На уровне деятельности субъект либо моделирует в тексте известный ему элемент ситуации, либо сканирует ситуацию на наличие инородного признака (см. п. 6). Результат деятельности – текст – снимает данное противоречие.


2. Внутреннее ощущение от осознания множества контекстов, исходящих из одной точки-признака – совершенно иное по качеству ментальное ощущение, нежели опознание проходящих через элемент исходного фрейма абстрактных моделей одного контекста.

Абстрактные модели вспоминаются – цельные контексты удерживаются вниманием. Потенциал автора, работающего в той или иной знаковой системе, заключен в одновременном удержании разнородных смыслов ситуации, а значит не только моделей ситуации, но и целых контекстов, проходящих через точку-элемент-событие. Он говорит: это – есть это, но в то же время сам текст оставляет возможность реципиенту увидеть, что это – не есть (только) это.


3. Человек не в состоянии хранить в памяти данные в том виде, в которым они были получены в результате работы сознания. Данные в памяти подвергаются «изометаморфизму», спрессовываясь, они складываются в новые цельные образы.


4. Опознание выступает препятствием в осознании. Многознание – элементов текущего контекста – блокирует поиск нового контекста. Переключения на уточнение класса признаков, дабы не ошибиться в интерпретации целого, состоящего из суммы этих признаков, попросту не происходит в рамках стратегии опознания. Признаку в любом случае «найдется» нужный подкласс из имеющихся в распоряжении субъекта, в его оперативной памяти.

«Надо иметь в виду, что зафиксированные в памяти целостные эталоны, как правило, отражают лишь привычные подклассы заданного класса. Надо также иметь в виду, что опознавательная система работает по правилу: всё, что не совпадает с целостными эталонами заданного класса, оценивается как «не то», как объект иного класса. Такой механизм, в условиях когда эталоны отражают лишь привычные подклассы, неизбежно порождает ошибку, если предъявляется объект непривычного подкласса. Чтобы избежать ее, есть только одно средство – реагировать на необычность предъявляемого объекта экстренным переключением на использование старого, контрольного способа – последовательной проверки заданных общих признаков класса». [1].


 5. Один и тот же признак, контекст может быть и обычным, и необычным. Искусство автора в том и состоит, чтобы переключиться в своих стратегиях в нужный момент, инициируя в сознании нужный компонент ощущения: стимул опознания (обычного) или осознания (необычного).

«Формирование умения переключаться с одного способа опознания на другой <…> должно рассматриваться составителями обучающей программы как одна из важнейших ее целей» [1]. Очевидно, что в реальной ситуации оба механизма могут быть задействованы способом антиципации – при переходе от одной группы признаков к другой.


6. Событие, в котором я, субъект, участвую, или которое намерен отобразить, потенциально имеет бесконечное множество контекстов и, соответственно, фреймов, в которые вписаны те или иные элементы, связи и отношения. Точка контекста, на которой зафиксировано мое внимание, может начать связываться с другими смысловыми точками данного контекста, а может стать отправным пунктом для поиска скрытых смежных контекстов. Ведь число контекстов, проходящих через данную точку, потенциально бесконечно и зависит от возможностей осознания субъекта.


7. Установив исходный контекст, сознание начинает с ним работать. Сознание охватывает контекст действительности, опознавая элементы разных моделей ситуации, событий, образов и т. д., а потом увязывает все видимые им связи и отношения в систему события, во фрейм – структурированный контекст с расставленными смыслами и связями между элементами. Фрейм заполняется конкретными смыслами события не произвольно, а в соответствии с релевантной – по мнению субъекта – моделью социальной ситуации (МСС). МСС – это стереотипное описание события, возникающее в результате работы сознания субъекта: абстрагирования элементов ситуации и выбора релевантной модели из субъективного семантического пространства субъекта. Фрейм события описывается в фактах, модель – в абстрактных понятиях и суждениях. Фрейм события – это контекстная реализация модели, допустим – M-1. Обычно реализация детализированной модели контекста, то есть оформление нового ее элемента, требует обнаружения соответствующего ему нового признака контекста. Однако в случаях, когда прагматика предполагает построение нескольких альтернативных МСС контекста, именно внимание к отдельному элементу фрейма (контекста) может привести к актуализации новой МСС. Один единственный элемент контекста может «заявить» о том, что перед реципиентом – новый фрейм (разновидность фрейма), модель M-2. Контекст остается, но интерпретируется (то есть моделируется в смысловом отношении) по-новому.

В стратегии опознания автор реализует внутриконтекстные вариации смысловых моделей. В стратегии осознания нас интересует совершенно иная принципиальная возможность, а именно – из точки – инородного признака увидеть «целиком» новый, так сказать, «перпендикулярный» контекст.


8. Ограничиться набором знакомых признаков ситуации – или почувствовать, феноменологически ощутить наличие «инородного» признака? Cубъект, который находится в контакте с миром, способен постоянно осуществлять данный выбор. Стратегия поиска инородного признака осуществляется в конкуренции со свернутым эталонным опознанием объекта. Инородный признак «спрятан» в целостном гештальте эталона восприятия.

Без определенной настройки сознания на «инородное» инородный признак не будет воспринят, а значит, понимание ситуации, объекта субъектом будет ограничено имеющимся знанием. Необходимо не столько соотнесение с конкретным – понятийным – образом, как в стратегии опознания, сколько соотнесение со специфическим образным знанием «инородного», причем речь идет об особой – ментальной – образности.


9. Выбор точек контекста, обладающих инородностью, – дело конкретного субъекта. Ведь для других внимание и путь осознания – в силу своеобразия внутреннего опыта, личности, памяти и т.п. – может заключаться совершенно в иных контекстах.

 


[1]. Шехтер М.С. Классификация опознавательных эталонов и анализ эталона-прототипа  (для класса зрительных объектов)//Вопросы психологии. – 2003. – №3., С.95.


Следующий фрагмент

Категория: Стратегия оСознания | Добавил: atamanov (08.01.2023)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]