Каталог статей
Главная » Статьи » II_Жанровая специфика » 13_Наращивание реальности

Создание "псевдоинородного" признака контекста. Прием

1. В контексте задач по наращиванию элементов содержания медиатекста автор может воспользоваться приемом, который мы определили как создание "псевдоинородного" признака контекста. В силу профессиональной необходимости автор, используя свой опыт по реализации стратегии осознания, может поставить на место инородного признака контекста псевдоинородный признак - и задействовать одну или несколько тактик внимания не в открываемом, а в искусственно создаваемом контексте.

2. Поясним эту мысль на следующем примере.

ТЗ: создать описание пельмень-бара «Березка» для ресторанного каталога (2,5-3 тыс. знаков). Заказчик уже заплатил за свое место в каталоге и ждет от текста реализации рекламных функций. Однако создавать «открытый» рекламный текст – значит не соблюсти прагматику PR-жанра (в PR-жанрах интенция заказчика обычно замаскирована).

Текст

Работа с псевдоинородным признаком

Если бы такой пельмень-бар открылся в советское время, на него стали бы водить «интуристовские» экскурсии, а очередь на вход стояла бы, вероятно, до самой ст. м. «Таганская».

Создаем контекст: советское время, советские пельменные, в котором объект – стильный пельмень-бар – потенциально выделялся бы своей инородностью.

Почему? Побываете – поймете. А главное для заведения такого рода можно сформулировать в трех словах: сытно, вкусно и с душой.

Рекламный блок – созданное содержание, не подкрепленное реальностью.

Дизайн выполнен со вкусом, вполне стильно, но без лишних ухищрений. Березовый частокол, фирменное черно-белое сочетание в оформлении стен и меню и, конечно, знаковое для заведения «бревно», на котором подают набор пельменей девяти сортов, – все это как бы рассредоточивает в пространстве светлую ауру слова «березка».

Создаем контекст: дизайн помещения, в котором можно найти потенциально инородный (на самом деле – псевдоинородный) элемент: живой «березки».

Очень часто здесь можно увидеть компанию, собранную кем-то из завсегдатаев на этакий «городской пикничок».

Развиваем противопоставление контекста-помещения и природного элемента.

И правда, зачем лишний раз заморачиваться дома по кухне, когда правильное застолье можно организовать в приличном заведении по достаточно демократичным ценам.

Рекламный блок – созданное содержание, не подкрепленное реальностью.

Несмотря на небольшие размеры интерьера, столы не мешают друг другу, и отдыхать здесь достаточно уютно.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Пельмени любят все. В обед здесь нередко можно увидеть красивых стройных женщин, заказывающих себе порцию, а то и две – пельменей вместе с березовым соком (натуральным, кстати) и рюмкой водки «На березовых бруньках».

Создаем контекст: сытное (неизысканное) угощение для любителей поесть с инородным элементом: стройная женщина.

Или западного бизнесмена, потягивающего под вареники коллекционное Домен дю Пего Шатонёф-дю-Пап.

Создаем контекст: народное заведение (семантически подкрепленное контекстом советского времени) с инородным элементом: западный бизнесмен и коллекционное шампанское.

Традиции заведения достаточно любопытны; когда вам принесут меню, не пролистывайте быстро первую страницу – вы найдете очень поучительную для России историю.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Но все-таки главное для традиции – сохранить душу русского угощения. Душу здесь в дело вкладывают. Например, в то, как готовят пельмени. Мясо для всех девяти видов пельменей поступает в натуральном, незамороженном виде. Готовят, естественно, сами: четыре милых женщины лепят угощение руками. На наших глазах хозяева самостоятельно пробовали фарш, причем сырой, на вкус, – так, говорят, лучше определять качество.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Кстати, что мы все о пельменях, да о пельменях. Их, правда, много не бывает, но все же в кухне заведения не мал выбор других достойных блюд. Например, серия колбасок, опять же собственного приготовления, заставляет потребовать от заведения соответствующего «домашнего» пива. Хозяева, по всей видимости, учли опыт истории и идут навстречу требованиям трудящихся, уже освободив место под небольшую пивоварню.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Дополняя свое центральное – «пельменное» – предложение, например показывая по выходным кино, «Березка» абсолютно не теряет своего «народного» имиджа. Просто  «современная народность» – это в том числе и постоянно действующий в заведении Wi-Fi.

Завершающий акцент (кольцевая композиция) повторяет лейтмотив противопоставления: контекст – простая «народная пельменная», инородность – непростые современные технологии: Wi-Fi.

3. Необходимо отметить, что сам по себе выход за пределы парадигмы топосов в стратегии осознания предполагает нахождение инородного (в данном случае – инородного парадигме) признака.

Псевдоинородный элемент контекста определяется нами как элемент, соответствующий формальным – структурным – условиям бытия инородного в контексте, но при этом не вызывающий феноменологического ощущения «инородного» у субъекта-автора. Так происходит в случае, если в структурной (формальной) инородности (например, танк на бензозаправке) отсутствует подлинная работа осознания автора.

4. Никакая сумма псевдоинородных признаков не ведет к рождению подлинного нового контекста, открытого, или даже созданного как художественная реальность автором. Создание искусственного инородного элемента довольно часто вызвано особенностями прагматических задач, стоящих перед автором текста, особенно в рекламных и PR-жанрах СМК.. Псевдоинородный признак создается автором «по чертежам» инородного, но это не те чертежи, по которым "бог создает мир". Технологии работы с «искусственным» материалом (признаками несуществующего мира) являются развитием все той же стратегии опознания, где после перебора вариантов в ход идет уже не наиболее адекватный или художественный тип действительности, а самый коммерчески выгодный.

5. В поле массовой коммуникации подлинные инородные признаки редко выдерживают конкуренцию с псевдоинородными. Внимание членов общества подчиняется экономической прагматике – мир маркетизирован, за пространство знаков платят. Создать произведение – значит дать жизнь в поле средств массовой коммуникации. Продукты создаются с учетом их последующего позиционирования. Тиражировать проще, чем давать настоящую жизнь, чем создавать произведение, где идея воплощается в форм – информационном плане жизнь легче сымитировать. Для имитации жизни материального объекта и создаются псевдоинородные признаки.

6. Отметим также, что уже одна только работа сознания по выявлению псевдоинородных признаков контекста, подлинных инородных признаков и анализ их конфликтного сосуществования в контексте способна дать исключительно продуктивный вектор работы мысли автора, способный на практике снять проблему «чистого листа».

Категория: 13_Наращивание реальности | Добавил: atamanov (21.01.2023)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]