Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Стратегия оСознания |
В категории материалов: 9 Показано материалов: 1-9 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Область человеческой мотивации, как и в целом теория деятельности, относится к психологической парадигме знания. Однако осознание как феномен характеризует человека вне контекста психологии. |
Проблемная ситуация» в методике осознания переносится в индивидуальную плоскость бытия субъекта: она квалифицируется как исчерпанность возможностей моделирования действительности на базе имеющегося опыта и знаний субъекта. Как следствие, субъект вынужден искать новое знание, приобретать новый личный опыт. И в первую очередь - личный психический опыт. |
В настоящий момент мы должны дать рабочее определение понятию «осознание». Осознать – значит «понять, уразуметь, сознательно усвоить» [1]. В специальной литературе этому понятию уделено крайне мало внимания. В контексте высказанных выше идей, философскую базу нашей методики составят некоторые положения и понятия феноменологии. |
Стратегия осознания и стратегия опознания элементов содержания составляют диалектическую пару: единство в противоречии. На уровне деятельности субъект либо моделирует в тексте известный ему элемент ситуации, либо сканирует ситуацию на наличие инородного признака. Результат деятельности – текст – снимает данное противоречие. |
Сам процесс понимания текущей действительности, ориентировки в ней, заключается в привлечении данных из разных смысловых контекстов. |
Методика не должна предъявлять субъекту отдельные задачи, она должна включать его в конкретную деятельность, а внутри нее – уже в локальные задачи деятельности. Поиск инородного признака – это деятельность сознания в фокусе внимания. |
Инородный признак в контексте, в ситуации – это «стартовое реле» для механизмов осознания. Для обнаружения инородного признака, или «инакового» бытия, у субъекта должна быть сформирована особая установка. |
Ощущение инородного попадает в фокус внимания при реализации одной из тактик внимания. |
Можно воздействовать не столько на сам контекст, сколько на наше собственное субъективное смысловое восприятие данного контекста. |