Главная » Статьи » III_Операции с объектом » 18_Встраивание нужного объекта |
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. 1. Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. (Эффект стереотипизации) 2. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей. (Эффект стереотипизации) 3. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. (Эффект стереотипизации) 4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. 5. Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. 6. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств. 7. Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля). 8. Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля). 9. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. 10. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. 11. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё. 12. Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше. 13. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму. 14. Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому». 15. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он. 16. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. 17. Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
См. также "Каузальная атрибуция" См. также "Восприятие" | |
Просмотров: 1216 | | |
Всего комментариев: 0 | |