Каталог статей
Главная » Статьи » VII_Производство » 38_Техника прагматики изображения

Комбинация света (2 часть). Инструмент

начало см. здесь

1. Ошибка: деформация светом

Все зависит от замысла кинооператора. Световые лучи в его руках подобны кистям художника, которыми он накладывает краски на плоскость экрана. Как он решит с ними распорядиться — это его дело. Но он должен помнить, что небрежно поставленный прибор иногда деформирует светом лицо героя.

2. Улучшение: органичное сочетание четырех видов света: рисующего, заполняющего, контрового и фонового

Каждый из вариантов (см. далее) имеет право на существование, и все зависит от общего светового решения того эпизода, в который этот кадр будет включен. Но, пожалуй, самым живописным можно считать кадр 63.

 

 

1. Заполнение умеренное, оно не мешает эффекту рисующего луча.

2. Насыщенные густые тени хорошо передают форму.

3. Провалов в тенях нет, в них просматриваются детали.

4. Контраст не резок.

5. Блик контрового прибора не ярок и не привлекает особенного внимания.

6. В достаточной степени освещен фон.

7. Но главное — подчеркнут характер героя!

 

 

 

 

 

Работая на натуре, кинооператор использует естественное освещение, а в закрытых помещениях применяет искусственные источники света, которыми освещается объект, пространство, где находится этот объект, а также фон, на котором происходит действие. В интерьере это делается с помощью приборов, которые в зависимости от их назначения, делятся на источники:

(Типовая схема расположения осветительных приборов для пяти видов света)

 

1. Заполняющий рассеянный свет

2. Рисующий направленный свет

3. Контровой свет

4. Моделирующий свет

5. Фоновый свет

 

 

 

3. Улучшение: Добавить (убавить) рисующий свет

Рисующий свет — это «направленный поток световых лучей, которым создается основа эффекта освещения, обрисовывается объемная форма фигур, рельефов и пространства объекта съемки, производится раскладка светотени и тональных масс» — так определяют этот основной вид света авторы книги «Фотокомпозиция» Л. П. Дыко и А. Д. Головня. Это основной вид освещения: он формирует у зрителя представление о том, откуда исходит главный источник света.

Для того чтобы получить светотеневой рисунок с богатой градацией теней, рекомендуется располагать рисующий прибор под углом к оптической оси объектива и выше съемочной точки. Такое положение прибора даст пластическое изображение с ярко выраженными объемами и фактурами фигур и предметов. Светотеневой характер освещения, как и в жизни, является основным, привычным. Его можно уподобить светораспределению в ясный солнечный день или в лунную ночь, когда «работает» всего один источник света, лучи которого равномерно ложатся на объект, образуя зоны света и тени в зависимости от формы и рельефа этого объекта. Рисующим светом можно освещать объект с любой, кроме контровой (задней) стороны, так как в последнем случае на него будет падать его собственная тень.

4. Улучшение: Добавить (убавить) заполняющий свет

Заполняющий свет — это световой поток, направленный от съемочной точки вдоль оптической оси объектива и высвечивающий участки, на которые не попал луч рисующего прибора. Интенсивностью этого светового потока определяется светотональное решение кадра, так как именно от него зависит контраст изображения.

Заполняющий свет создается осветительными приборами рассеянного света для того, чтобы
высветить затененные участки и обеспечить достаточную проработку деталей объекта. Заполняющий и рисующий приборы, как правило, располагают по разные стороны оптической оси камеры.

Если заполняющий световой источник работает без рисующего и является основным, формирующим общий характер изображения, то такое световое решение называется тональным.

Такой рассеянный свет можно наблюдать в облачную погоду, подобное освещение бывает в больших затененных пространствах (например, в тени зданий, деревьев и т. д.), когда на объектах нет теней. Контраст при этом минимален. Свет и тени при таком освещении уже не могут быть фактором эмоционального воздействия, хотя возможность решить сцену в темной или светлой тональности остается. Но тут особое значение приобретают свето- и цвето-тональные качества самих объектов.

5. Улучшение: Добавить (убавить) моделирующий свет

Моделирующий свет — это световой луч, направленный на какую-то часть объекта с целью выявить отдельную деталь, подчеркнув ее изобразительное значение. Он усиливает объемность формы объекта, создает блики и сглаживает тени. Для такого освещения используются менее яркие, чем рисующие, приборы с рассевающими сетками. Моделирующий и рисующий приборы обычно располагают по разные стороны оптической оси камеры.

6. Улучшение: Добавить (убавить) контровой свет

Контровой (контурный) свет дает прибор, расположенный сзади объекта (освещающий его сверху) и направленный в сторону объектива. В результате на объекте получают светлую окантовку, которая придает изображению живописный вид  и позволяет отделить его от фона.

7. Улучшение: Добавить (убавить) фоновый свет

Фоновой свет — это свет, полученный от приборов, направленных на фон. Положение и интенсивность этих лучей целиком зависят от характера интерьера и замысла кинооператора.

8. Кадр, полученный при освещении тремя различными приборами одновременно

Соотношением рисующего и заполняющего света будет определяться характер освещения. Если рисующей составляющей света окажется намного больше, чем заполняющей (так бывает в яркий солнечный день), освещение получится светотеневым.

При небольшом различии в этих составляющих освещение будет светотональным, на полученном изображении тени мягкие и видны все полутона:

3-ю часть материала см. ЗДЕСЬ

Категория: 38_Техника прагматики изображения | Добавил: atamanov (09.02.2016)
Просмотров: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]