Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Методическая концепция |
2. Ключевой ошибкой господствующего подхода является подмена процесса (мышления актуального создателя теста) результатом (мышления прошлого создателя текста). Основными недостатками действующего подхода в обучении текстам СМК, на наш взгляд, также являются: 2.1. «Теоретизация» методики: противоречие между конкретным характером мыслительной деятельности автора по отображению избранных смыслов действительности, с одной стороны, и абстрактным характером теории, основанной на анализе обобщенной структуры публицистического произведения, с другой. 2.2. «Шаблонизация» методики: противоречие между публицистическим шаблоном исходного метатекста, положенного в основу обучения, и реальным разнообразием целевых установок и жанров текстов, создаваемых в системе средств массовой коммуникации. 2.3. «Литературализация» методики: противоречие между необходимым на практике и заявленным в методиках обучения преобладанием продуктивной над репродуктивной составляющей в деятельности по созданию текста СМК. 2.4. «Десистематизация» методики: противоречие между системным характером деятельности автора по созданию текста СМК и разрозненным характером рекомендаций и советов, преобладающим в действующих учебных пособиях.
Приведем пример подобного подхода к «построению журналистского произведения» [Грабельников 1983: 28], выделив опорные метаэлементы курсивом. «Факты отобраны, систематизированы. Теперь предстоит их изложить читателю. На помощь приходит сюжет – средство организации материала. В журналистике сюжет – это логика развития мысли, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы. Несколько типов сюжета: событие, специальный характер или проблема» [там же: 28]. Далее автор разворачивает базовые для «произведения» «понятия»: «конфликт», «композиция», а также понятие «коммуникативные характеристики» (иначе – критерии качества) журналистского текста. 4. Главный недостаток подобного подхода в обучении – неприменимость к реальной мыслительной деятельности автора текста в процессе его создания. На практике автор не будет пользоваться данными теории, как минимум по трем причинам: 1) крайне трудно определить, какие именно теоретические данные нужны в контексте полученного профессионального задания; 2) весьма непросто бывает найти эти данные в необходимом объеме; 3) сложно адаптировать теоретические данные под конкретный кейс. На практике автор, по сути, занят тем, что делает предметом мыслительной деятельности окружающую действительность, однако методической помощи в этом ему не предоставляется. 5. В целом подход в обучении авторов текстов СМК, сложившийся исторически и до сих пор сохранивший недостатки предшествующей эпохи, можно обозначить как рекомендательно-аналитический. В результате
Подробно анализировать причины такой подмены не входит в цели нашего исследования, однако представляется очевидным, что разрабатывать предмет методики во втором случае значительно проще, чем в первом. | |
Просмотров: 244 | |
Всего комментариев: 0 | |