Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Методическая концепция

I. Критика рекомендательно-аналитического подхода в методике обучения созданию текстов СМК

1. Обучающийся субъект должен быть сфокусирован на том, какие задачи он ставит перед текстом, а не наоборот: какие задачи текст ставит перед ним. Автор не должен зацикливаться на трудностях в генерировании содержания – он обязан решать конкретные профессиональные задачи, реализуемые в отдельных фрагментах создаваемого текста, а также в его содержании в целом.


2. Основными недостатками действующего подхода в обучении текстам СМК, на наш взгляд, являются:

2.1. «Теоретизация» методики: противоречие между конкретным характером мыслительной деятельности автора по отображению избранных смыслов действительности, с одной стороны, и абстрактным характером теории, основанной на анализе обобщенной структуры публицистического произведения, с другой.

2.2. «Шаблонизация» методики: противоречие между публицистическим шаблоном исходного метатекста, положенного в основу обучения, и реальным разнообразием целевых установок и жанров текстов, создаваемых в системе средств массовой коммуникации.

2.3. «Литературализация» методики: противоречие между необходимым на практике и заявленным в методиках обучения преобладанием продуктивной над репродуктивной составляющей в деятельности по созданию текста СМК.

2.4. «Десистематизация» методики: противоречие между системным характером деятельности автора по созданию текста СМК и  разрозненным характером рекомендаций и советов, преобладающим в действующих учебных пособиях.


3. Анализ методик, применяемых в настоящее время в практике создания журналистского текста, показал, что парадигма обучения с 80-х годов прошлого века не изменилась. Эта парадигма основана на выделении формальных метаэлементов типового публицистического текста как структурных опор для построения нового содержания.

Приведем пример подобного подхода к «построению журналистского произведения» [Грабельников 1983: 28], выделив опорные метаэлементы курсивом. «Факты отобраны, систематизированы. Теперь предстоит их изложить читателю. На помощь приходит сюжет – средство организации материала. В журналистике сюжет – это логика развития мысли, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы. Несколько типов сюжета: событие, специальный характер или проблема» [там же: 28]. Далее автор разворачивает базовые для «произведения» «понятия»: «конфликт», «композиция», а также понятие «коммуникативные характеристики» (иначе – критерии качества) журналистского текста.


4. Главный недостаток подобного подхода в обучении – неприменимость к реальной мыслительной деятельности автора текста в процессе его создания. На практике автор не будет пользоваться данными теории, как минимум по трем причинам: 1) крайне трудно определить, какие именно теоретические данные нужны в контексте полученного профессионального задания; 2) весьма непросто бывает найти эти данные в необходимом объеме; 3) сложно адаптировать теоретические данные под конкретный кейс. На практике автор, по сути, занят тем, что делает предметом мыслительной деятельности окружающую действительность, однако методической помощи в этом ему не предоставляется.


5. В целом подход в обучении авторов текстов СМК, сложившийся исторически и до сих пор сохранивший недостатки предшествующей эпохи, можно обозначить как рекомендательно-аналитический. В результате

вместо методики обучения профессиональной мыслительной деятельности автора текста СМК мы имеем методику анализа обобщенной структуры публицистического текста.

Подробно анализировать причины такой подмены не входит в цели нашего исследования, однако представляется очевидным, что разрабатывать предмет методики во втором случае значительно проще, чем в первом.


Следующий фрагмент

Категория: Методическая концепция | Добавил: atamanov (19.01.2023) | Автор: Андрей Атаманов E
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]