Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Методическая концепция |
1. Мышление автора не должно быть направлено исключительно на анализ структуры содержания текста (см. критику рекомендательно-аналитического подхода в обучении) – тем более на стадии замысла, когда содержания как такового еще нет. Соответственно, необходимо выделить этапы в деятельности автора текста, основываясь на изменении предмета целенаправленной профессиональной мыслительной деятельности автора от этапа к этапу. Этапность работы над текстом – важнейший показатель системности такой деятельности. В соответствии с теорией деятельности, мыслительная деятельность субъекта начинается с постановки целей этой деятельности.
2. В теории моделирующего обучения суть методики должна быть сведена «к выявлению типовых профессиональных задач, трансформации их в учебно-производственные задачи, определению места этих задач в контексте содержания обучения, выбору форм и методов обучения, наиболее соответствующих конкретному содержанию» [Ткачева 2010]. Перечислим основные особенности моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, сформулированные в теории моделирующего обучения. 2.1. Достаточная развернутость разработанной модели. Комплекс задач и заданий должен достаточно полно охватывать все содержание профессиональной деятельности, т. е. соответствовать основному составу типовых профессиональных задач. 2.2. Обобщенность операций. Моделируемые операции должны отражать наиболее существенные стороны профессиональной деятельности и носить обобщенный характер, т. е. в их условиях должны быть отражены наиболее значимые параметры, которые дают возможность студентам как в ходе решения задач, так и в последующей профессиональной деятельности выделять главные (существенные) показатели для принятия решения. 2.3. Типизация задач и учет возможности переноса умений из одной деятельности в другую. Разработчикам модели целесообразно при разработке задач и заданий типизировать их по специфике интеллектуальной деятельности (направленность на формирование аналитических, проектировочных и других умений), по специфике условий задач (задачи с неопределенностью условий, с неопределенностью искомого, с избыточными данными, с противоречивыми данными и др.), что создает возможность переноса умений из одной деятельности в другую. 2.4. Учет типичных затруднений и ошибок специалистов в процессе профессиональной деятельности. Ошибки и затруднения в выполнении профессиональной деятельности являются следствием противоречия между необходимостью ее выполнения и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих успешность этого выполнения. Противоречие, существующее объективно, может как осознаваться (затруднения), так и быть неосознанным субъектом профессиональной деятельности (ошибки). Разработка задач и заданий, связанных с вопросами, вызывающими затруднения, готовит обучающихся к преодолению затруднений, предупреждает возможные ошибки. 2.5. Выбор целесообразных форм, методов и приемов обучения для решения учебно-производственных задач. Каждому содержанию профессиональной деятельности должен быть найден наиболее целесообразный прием имитации: упражнение, анализ производственной ситуации, решение ситуационной задачи, деловая игра, индивидуальное задание на практику. Выбору приема должна предшествовать оценка его эффективности в сравнении с другими приемами обучения. При оценке следует прежде всего учитывать затраты времени на овладение умением, соответствие формируемого умения необходимому в практической трудовой деятельности, осознанность в овладении умением.
3.1. 1-й этап. Этап овладения контекстом. Моделируется действительность журналиста в профессиональных контекстах. Автор систематически изучает контекст своей профессиональной действительности. Систематизация профессиональных контекстов ведется на основе МСС. Автор изучает базы данных контекста и систему навигации по этим базам, включающую: структуру хранения, маркировку материалов, виды поиска и представление результатов и т. д. 3.2. 2-й этап. Подготовительный этап при начале работы над содержанием конкретного текста. Моделируется деятельность журналиста по созданию прагматического содержания конкретного текста СМК в соответствии со схемой. Определяются: компоненты прагматической ситуации текста, ЦУТ и последовательность действий для перехода от целей к продукту деятельности – прагматическому содержанию текста СМК. 3.3. 3-й этап. Этап отбора смыслов действительности. Моделируется действительность конкретного текста. В соответствии с ПДО, из профессионального контекста действительности отбираются смыслы, необходимые для реализации прагматического содержания конкретного текста. Смыслы отбираются как топосы контекста и отдельных МСС, из специальных баз данных. 3.4. 4-й этап. Этап выражения отобранных смыслов. Моделируется содержание текста в соответствии со сводной моделью базовых элементов текста. 3.5. 5-й этап. Этап оформления содержания текста. Моделируются прагматические функции фрагментов текста, в которых решаются задачи по коммуникации автора и реципиента текста, необходимые для реализации прагматического содержания текста. Данный этап соответствует фазе контроля в деятельности по реализации прагматического содержания текста (в соответствии со схемой). 4. В методике обучения различным видам речевой деятельности, специальные умения по реализации прагматического содержания текста СМК могут быть представлены в связи с общими коммуникативными умениями автора текста СМК, и положены в основу комплекса критериев качества деятельности по созданию текстов СМК. В деятельности автора текста по созданию текста специальные умения реализуют обязательный компонент контроля в процессе мыслительной деятельности автора текста СМК. | |
Просмотров: 367 | |
Всего комментариев: 0 | |