Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Стратегия оПознания

XVI. Формирование оценки

Предыдущий фрагмент


1. В лингвистике виды авторской оценки  исследуются на основе анализа лингвистических средств, то есть элементов содержания текста. Однако отношение автора к сообщаемому не всегда в полной мере восстанавливается из отдельных фрагментов: слов, синтаксических конструкций, выразительных приемов и т. д. Стратегия формирования отношения реципиента к избранным (в содержании текста) объектам действительнсоти может быть скрытая, завуалированная, в зависимости от целей текста. Соответственно и сама авторская оценка к этим объектам действительнсоти окажется завуалированной.


2. Необходимо помнить, что открытое воздействие на реципиента, как и неприкрыто однозначное авторское отношение к какому-либо объекту действительности, может вызвать у реципиента реакцию реактанса – сопротивление авторской позиции. «Реактанс – психологический эффект, когда человек, понимая, что на него воздействуют, реагирует протестом» [Ихсанова 2002]. В этом случае цель высказывания (текста) может быть не достигнута.


3. Сокрытие авторского отношения к денотату - обязательное требования в ряде жанров СМК, например в новостных. При этом сокрытие прагматики воздействия не обязательно означает ее отсутствие в тексте: автор может реализовывать свое намерение в отношении адресата одним только выбором или группировкой фактов. В этом случае реципиент получает как бы "объективное" отображение действительности, что снижает веротность реактанса.


4. Мы рассматриваем модель социальной ситуации (МСС) как форму объективного отображения субъектом социальной действительности, а оценку видим в качестве определенной коннотации МСС, позволяющей реализовывать ключевые субъективные цели создателей текста. В этом качестве оценка является важнейшим компонентом прагматического содержания текста СМК.


5. Именно прагматика текста как плоскость исследования позволяет вести технический поиск способов управления процессом оценивания со стороны реципиента текста, что является одной из важнейших задач авторов текста СМК.


6. В понятии «оценки» для нас важно отделить процесс от результата. Оценка есть «... мнение о чем-либо... например, о поведении того или иного гражданина в обществе» [Логический словарь 1976: 426], и как мнение может получить устойчивый характер, представляя устойчивое «изменение ментального состояния адресата» [там же]. В таком определении игнорируется механизм формирования оценки, понимание ее как процесса. В контексте методики происходит все та же подмена процесса результатом, о котором мы говорили в критике рекормендательно-аналитического подхода (пункт.2). 


7. Для автора текста важно не столько понимать - смысл понятия оценки, сколько уметь - добиваться определенной оценки со стороны реципиента текста в отношении избранных объектов действительности. Автору нужно разобраться в самом механизме формирования оценки. Поэтому и методистов в первую очередь должен интересовать этот механизм - в виде операций, которые производит реципирующее сознание в действиях по «опознанию» фактов на основе личного психического опыта индивида.


8.  Механизм формирования оценки включает:

  1. «субъекта оценки, приписывающего ценность некоторому предмету;
  2. предмет, который оценивается;
  3. характер оценки: а) абсолютность оценки («добро», «зло», «хорошо», «плохо», «безразлично»), б) сравнительная оценка («лучше», «хуже», «равноценно»);
  4. основание оценки, с точки зрения которой производится оценивание. Основанием оценки может быть не только чувство, но и некоторый образец, идеал, стандарт» [Ивин 1970: 21].

Здесь результат - это третья составляющая. Однако автору в ходе создания текста важнее обратить внимание на четвертую составляющую – на основание оценки.


9. «Оценка – это выражение отношения человека к чему-либо: предмету, явлению, другому человеку, к самому себе. Выразить оценку помогают языковые единицы различных уровней (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), содержащие компонент, в котором отражено отношение говорящего» [Просвиркина 2002: 15]. Как видим, оценка выражается в определенном качестве. Однако не меньшее значение имеет и количественное значение:«Оценить – установить степень, уровень, качество чего-либо» [Большой толковый словарь русского языка]. В этом определении оценки фигурирует не только качественное, но количественное выражение отношения субъекта к предмету оценки.


10. В процессе оценивания происходит сопоставление включенных в ситуацию представленных фактов действительности с имеющимися в опыте реципиента представлениями о других – аналогичных или смежных ситуациях, и в целом – с определенными классами или моделями ситуаций. Окончательный выбор реципиентом  той или иной модели ситуации, в соответствии с замыслом автора текста СМК, составляет основание оценки фрагмента социальной действительности. Заметим, что речь идет о внутреннем основании реципиента текста, о его личной сформировавшейся позиции (угле зрения).


11. Не всегда в задачи автора входит увязывать единичный факт как элемент определенной МСС с другими фактами, актуализирущими другие элементы данной МСС. В отдельных жанрах СМК "факт" может не требовать обоснований и доказательств и существовать как автономная пропозиция смысла в данном контексте действительности. Такие смыслы способны конкурировать со смыслами полноценных МСС и при этом способны быть очень функциональны в качестве основания для однозначной негативной или позитивной оценки объекта. Подобные факты весьма востребованы в пространстве СМК. «Самодостаточные» элементы МСС позволяют экономить смысловые и выразительные средства при формировании основания оценки объекта. В случае когда МСС проявлен не полностью, а имеется лишь ключевой элемент, единичный концепт, следует говорить об особом способе формирования эмоциональной оценочности. Основание оценки может формироваться не только заполнением пропозиций фрейма МСС, с логическим характером связи фактов-пропозиций,  но и ссылкой на отдельную пропозицию, ассоциативно связанную с рядом задаваемых МСС.


12. Таким образом, оценка – категория субъективного семантического пространства реципиента текста, имеющая ключевое значение для реализации прагматического содержания текста СМК при реализации ЦУТ «реклама», «убеждение» и «побуждение». Однако убеждение и побуждение требует более сложных механизмов моделирования и состава деятельности, чем были описаны нами ранее. В качестве такого - усложненного - механизма моделирования автором оценки реципиента мы вводим понятие прагматической установки текста (ПУТ).

 


Следующий фрагмент

Категория: Стратегия оПознания | Добавил: atamanov (08.01.2023)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]