Каталог статей
Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 4_Стратегия оСознания

9 стилей, или 9 настроек автора текста

Человек, решивший создать медиатекст, должен уметь совершать по ходу работы огромное количество выборов. Для того чтобы делать выбор, необходимо вначале его увидеть, осознать. Создание медиатекста само по себе может пониматься только как работа, а может — как нечто иное, нечто большее. Это тоже выбор — увидеть новые возможности, новые аспекты деятельности внутри своей профессии. Мы предлагаем автору представить себя богатырем на распутье, увидеть дорогу налево, дорогу направо, а также третий, синтетический, путь — самый трудный, но, по всей видимости, единственно верный. Давайте увидим это: 

автор может подойти к любому создаваемому тексту не только технически, как специалист (1), но и как человек, который с помощью текста осознает себя и окружающий мир (2), и при этом буквально творит этот мир в эту секунду (3). 

(1) На пути специалиста автору, согласно нашему канону, нужной найти в себе message — послание. Позже, в ходе формирования содержания, этот message превратится в ключевой смысл медиатекста, но для начала послание автора представляет собой сфокусированный заряд энергии, дающий старт процессу порождения содержания и управляющий им. Это — намерение: зачем текст, по велению автора, должен появиться в мире, чему он должен послужить. Формирование (генерирование, отбор и выбор) содержания происходит в этом случае под влиянием потенциальной аудитории, ее потенциальных запросов. Message приобреатет форму в связи с прагматической ситуацией, являясь элементом акта коммуникации и будучи сотканным из микроимпульсов — решений коммуникативных задач, распределенных в теле медиатекста (прагматические функции фрагментов текста).

(2) Другой имеющийся у автора путь также, конечно, ориентирован на аудиторию, но несколько иначе. Процесс создания текста здесь, формально, менее технологичен, зато дает самому автору иной уровень энергии, понимания фрагмента действительности, глубины погружения в смысл. Автор не пытается прийти к нужным смыслам через манипуляции в смысловой сфере (с другими смыслами), скорее он получает нужный смысл из точки "безмолвного знания" — в результате фиксации его энергии в определенной "точке сборки", в своего рода ментально-эмоциональном состоянии. Состояния — это точки, в которых энергия человека, энергия автора, получает форму, получает свое существование. Если человек придет к пониманию такой роли текста в своей жизни, он, возможно, чуть больше поймет о человеке вообще. 

(3) Форма — и Содержание. Автор может направлять свое внимание в эти два аспекта создаваемого текста последовательно, а может — параллельно, из одной внутренней точки внимания. В последнем случае внимание не должно быть поймано ни тем, ни другим аспектом, внимание должно быть сфокусировано на чем-то принципиально отличном и от формы, и от содержания. Такую точку внимания мы и называем настройкой, состоянием, точкой сборки текста. Настройка суть интенсивность. Скажем так, настройка — это определенная "радиочастота" интенсивности на конкретной волне текущего взаимодействия Автора с Миром.

Тексты вполне могут рождаться из абстрактной настройки. Абстрактной — потому, что она существует до конкретных задач конкретного текста. Собственно говоря, у любого методиста, так или иначе задающего правила по обучению созданию текстов, на первый план всё равно выходит абстрактная форма. Та или иная. Композиция, метафора, логика речи, и так далее и тому подобное — любое понятие в обучении является абстракцией. По этим абстракциям  методист стремится сориентировать обучаемого в деле, на практике. И мы, кстати, тоже используем известный набор абстрактных понятий, пусть и по-новому сконфигурированный — в методике прагматического моделирования деятельности по созданию медиатекста. Однако понятие само по себе не генерирует содержание. Понятие — это форма, формовка, эталон и ориентир. Понятиями мы можем оперировать только на примерах, и только на примерах чужих, "ставших" текстов, тогда как у нас, авторов текущего текста, до конечного результата еще далеко. Вначале нам нужно сфокусировать свое внимание, свою энергию на чем-то другом. Мы предлагаем начинать создание текста не с абстрактных понятий, а с абстрактной настройки.

Раскрыть содержание такой точки можно только на примерах. Мы можем дать такие примеры по девяти точкам настройки.

Для создания текста по точке настройки действуем так:

1. Фокусируем внимание на образе, "из которого" сейчас может быть "раскрыто" наше сознание. Направляем внутреннюю энергию в избранный образ, наполняем избранный образ внутри нас энергией.

2. Далее переводим фокус внимания на предмет (тему), которую раскрываем как свой message (послание), но при этом длим состояние настройки на образ, удерживаем свое сознание в этом образе.

3. "Считываем" информацию по предмету (теме) с "экрана безмолвного знания", которая обязательно рано или поздно на этом экране появится, фиксируем информацию в создаваемом тексте.

Давайте попробуем!

9 настроек

1. Солнце.

Объять своим видением все смыслы. Дать добрый взгляд на описываемое. Все предметы и объекты, которые создаются в тексте, ощущаются как собственные дети. Выделять, подчеркивать добро и силу в объектах.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

благородство, ярко выраженная индивидуальность, щедрость, великолепие, достоинство, властность, качества лидера, творческие способности.


Роль в производстве: режиссер

Доминанта в настройке: дарить

Ориентир в текстах: Пушкин, Толстой

Примеры настройки в текстах

 

2. Луна

Находится в Зазеркалье, видит мир оттуда, конечно, весьма странным образом. Текст — всегда импровизация, где смысл выстраивается в интуитивном ходе, а не в логическом. Холодная эстетика, но не злая. Просто холодная. Неожиданные, сдвижные картины, но при этом они не лишены правды. Создает поле для искусства как глубину взаимно отражаемых пространств — как зеркальные створки трюмо: друг напротив друга, меняющие углы, дающие бесконечную перспективу уходящих вглубь отражений. Показывает, что есть не только день, но и ночь, когда возможно всё. Видимую материю, конкретику, смешивает с абстрактными "предметами", абстрактное растворяет конкретное, уменьшает его плотность. Но при этом дает четкость тем, кто движется в странном. На нужную тему в тексте выходит интуитивно и дальше генерирует состояние сдвига, создавая слова в рамках этого сдвига, но не теряя синтаксис.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

восприимчивость, чувствительность, богатое воображение и хорошая память, здоровые привычки и стремления.


Роль в производстве: редактор, монтажер

Доминанта в настройке: отражать в бесконечности смысловых взаимоотражений

Ориентир в текстах: Набоков

Примеры настройки в текстах

 

3. Марс

Адекватность оценке большинства. Прямолинейность. Героика. Вызов. Страстность. Жесткость. Однозначность позиции. Языку тесно в заданных пределах. Язык — волна взрывов, это взрывы мышления, и каждый раз — космических масштабов. Деятельность любого героя — миссия, герой — Мессия. Суть любого предмета всегда задает текущую координату центра Вселенной.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

целенаправленные действия, сила, мужество, храбрость, страстность, активность, здоровый дух соперничества, напористость и бодрость.


Роль в производстве: продюсер

Доминанта в настройке: "взрывать" инерционные сетки мышления

Ориентир в текстах: Платонов

Примеры настройки в текстах

 

4. Меркурий

Практицизм. Ориентация на потребности аудитории. Предоставляет решения как наилучшие возможности. В объектах находит практическую сторону. Экспертиза. Правда житейская и бытовая. Четкость в изложении. Минимум абстракций и художественных элементов. Юмор практика. Физик, не лирик. При этом чувствует огромную ответственность за содержание. Если речь о законах жизни, то это должны быть такие законы, которые навсегда войдут в жизнь читателя.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

здравомыслие, ум, остроумие, мастерство, ловкость и проворство, красноречие, хорошие способности к мышлению и обучению, проницательность.


Роль в производстве: менеджер

Доминанта в настройке: быть полезным

Ориентир в текстах: Дюма

Примеры настройки в текстах

Примеры в текстах

 

5. Юпитер

Балагурит — добродушно, со  знанием жизни. Мыслит исторически, с примерами из общества и истории. Указывает место объекта в системе, но не как суть, а через связи с другими объектами. Рассматривает разные варианты. Дает рекомендации (дает, но не навязывает). Его внутренний вызов: сочетать стремление советовать с пониманием бессмысленности этого занятия. Мыслит быстро, масштабно и при этом максимально допустимо конкретно. Отсюда вырастает гипербола. Весел как тот, кто объял этот маленький человеческий мир.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

рост и развитие, филантропические наклонности, духовное мировоззрение, мудрость, оптимизм, вера, сердечность и доброта, щедрость, весёлость и чувство юмора, идеализм, здравомыслие и рассудительность.


Роль в производстве: репортер

Доминанта в настройке: помочь знанием

Ориентир в текстах: Ильф и Петров

Примеры настройки в текстах

 

6. Венера

Мастер чувств, передает смысл через чувство. Но не через  "простые" чувства, которые можно назвать, типа добра, любви, заботы и т.д. И не через эмоции, вроде злости, меланхолии и т.д. Он скорее находит во всем чувство, присоединяется к миру через чувство-ощущение. Его чувства — это форма существования энергии, которая фонтанирует маленькими фонтанчиками в том месте, на которое наводится "фокус внимания сновидящего". В слове пузырится жизнь, которая дана как накатывающая сила, и которую можно "оседлать" как ведьму на шабаше. Тотальное управление материей, "соком" материи — но только на заданном периметре внимания. Этот периметр не раздвигается, а "прыгает" от одного сочного среза реальности к другому. Такая "прыгающая" рамка периметра может схватить любую вещь через чувство: чувство "клейкости", "дома", "тяжести", "свежести", "холодка мяты" и т.д. Но путь продолжается только благодаря иронии, самоиронии автора — понимающего, что он всего лишь играет мертвечиной.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

любвеобилие, дружелюбие, мягкость и нежность, общительность, стремление к гармонии и равновесию, элегантность, грациозность, утончённая чувствительность.


Роль в производстве: актер

Доминанта в настройке: создать поток жизни в мертвой материи

Ориентир в текстах: Гоголь

Примеры настройки в текстах

 

7. Сатурн

Исходит из сути вопроса или темы, видит ее и передает прямо, четко. Раскладывает суть "до костей". Вся эмоция преобразована в рационализм. Безжалостен в информировании. Он не оперирует оценками, поскольку в сути нет оценки, там есть только суть. Предельно последователен и методичен.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

авторитарность, дисциплинированность, ответственность, консерватизм, практичность, реализм, выносливость, постоянство и стойкость.


Роль в производстве: оператор

Доминанта в настройке: "ломить" смысл

Ориентир в текстах: Лосев

Примеры настройки в текстах

 

8. Раху

Экстремист в методах выражения. Гротеск. Форма без энергии. Украшательство. Витиеватость. Клоунада мышлением. Вывод наружу, устремленность наружу, информация выливается. Голова дракона, вывести данные в мир, необязательно даже их качественно соединять. Выводятся внутренние данные, а не факты.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

оригинальность, ярко выраженная индивидуальность, стремление к независимости, развитая интуиция, изобретательность, вдохновенность и богатое воображение.


Роль в производстве: райтер

Доминанта в настройке: поразить неожиданной мыслью

Ориентир в текстах: талантливые графоманы

Примеры настройки в текстах

 

9. Кету

Всё — через понимание людей, их чувств, психики. Важность отношений между людьми. Ищет правду в человеке, в его поведении. Важен образ человека, его характер, тип. Влюбчивый в людей (Венера, в сравнении, влюбляется во всё подряд). Ковш, накапливает информацию, преобразует ее внутри. Информация как бы для внутреннего пользования, может бурлить, двигаться, не быть в застывшей форме, как вода внутри емкости.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

многогранность, впечатлительность, идеализм, развитая интуиция, способность к состраданию, сочувствию и самопожертвованию, одухотворённость, утончённость.


Роль в производстве: зритель, критик, интерпретатор

Доминанта в настройке: понять человеческое

Ориентир в текстах: Достоевский

Примеры настройки в текстах

 

***

Настройка — это точка, из которой исходит текущее осознание автора текста. Настройка — это образ, который направлен не вовне, на аудиторию, а внутрь веретена смыслов текста, в самую сердцевину его потока.

Настройка — это канал, по которому автору приходят мысли. Разные мысли — по разным каналам. Из всех вещей, с которыми имеет дело автор текста, эта — одна из самых удивительных:

автор — это в большей степени волновой "отражатель", работающий на "прием" содержания по заданному каналу настройки, декодирующий и редактирующий это содержание в соответствии с прагматической ситуацией текста и наделяющий его личным отношением к проявленному аспекту мира.

 

Категория: 4_Стратегия оСознания | Добавил: atamanov (08.02.2023)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]