Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 4_Стратегия оСознания |
На пути специалиста автору, согласно нашему канону, нужной найти в себе message — послание. Позже, в ходе формирования содержания, этот message превратится в ключевой смысл медиатекста, но для начала послание автора представляет собой сфокусированный заряд энергии, дающий старт процессу порождения содержания и управляющий им. Это — намерение: зачем текст, по велению автора, должен появиться в мире, чему он должен послужить. Формирование (генерирование, отбор и выбор) содержания происходит в этом случае под влиянием потенциальной аудитории, ее потенциальных запросов. Message приобреатет форму в связи с прагматической ситуацией, являясь элементом акта коммуникации и будучи сотканным из микроимпульсов — решений коммуникативных задач, распределенных в теле медиатекста (прагматические функции фрагментов текста). Второй имеющийся у автора путь также, конечно, ориентирован на аудиторию, но несколько по-другому. Процесс создания текста здесь, формально, менее технологичен, зато дает самому автору другой уровень энергии, понимания и глубины. Автор здесь не манипулирует смыслами, скорее он получает их в виде "безмолвного знания" в результате фиксации его энергии в определенной "точке сборки", в своего рода ментально-эмоциональном состоянии. Состояния — это точки, в которых энергия человека, энергия автора, получает форму, получает свое существование. Если человек придет к пониманию такой роли текста в своей жизни, он, возможно, чуть больше станет человеком.
Текст вполне может рождаться из абстрактной настройки. Абстрактной — потому, что она существует до конкретных задач конкретного текста. Собственно говоря, в стремлении методистов, задающих правила в обучении созданию текстов, вечно на первый план выходит абстрактная форма. Композиция, метафора, логика речи, и так далее и тому подобное — любое понятие в обучении является абстракцией. По этим абстракциям пытаются сориентировать на практике. И мы, кстати, тоже используем в методике известный всем набор абстрактных методических понятий, пусть и по-новому "расфасованный". Однако понятие само по себе не генерирует содержание. Понятие — это форма, формовка, эталон и ориентир. Понятиями мы можем оперировать только на примерах, и только на примерах чужих, "ставших" текстов, тогда как у нас, авторов текущего текста, до конечного результата еще далеко. Вначале нам нужно сфокусировать свое внимание, свою энергию на чем-то другом. Можно начинать создание текста не с абстрактных методических понятий, а с абстрактной методической настройки. Раскрыть содержание такой точки можно только на примерах. И мы можем дать такие примеры по 9 точкам настройки. Для создания текста по точкам настройки действуем так: 1. Фокусируем внимание на образе, из которого сейчас может быть раскрыто наше сознание. Раскрыто полноценно, с энергией. 2. Далее переводим фокус внимания на предмет (тему), которую раскрываем как свой message (послание), но при этом длим состояние настройки на образ, удерживаем в нем сознание. 3. "Считываем" информацию по теме с экрана "безмолвного знания", которая обязательно в этом случае там появится. Даватйе попробуем! 9 настроек1. Солнце.
Личные качества автора, реализованные в тексте: благородство, ярко выраженная индивидуальность, щедрость, великолепие, достоинство, властность, качества лидера, творческие способности. Роль в производстве: режиссер Доминанта в настройке: дарить Ориентир в текстах: Пушкин, Толстой
2. Луна
Личные качества автора, реализованные в тексте: восприимчивость, чувствительность, богатое воображение и хорошая память, здоровые привычки и стремления. Роль в производстве: редактор, монтажер Доминанта в настройке: отражать в бесконечности смысловых взаимоотражений Ориентир в текстах: Набоков
3. Марс
Личные качества автора, реализованные в тексте: целенаправленные действия, сила, мужество, храбрость, страстность, активность, здоровый дух соперничества, напористость и бодрость. Роль в производстве: продюсер Доминанта в настройке: "взрывать" инерционные сетки мышления Ориентир в текстах: Платонов
4. Меркурий
Личные качества автора, реализованные в тексте: здравомыслие, ум, остроумие, мастерство, ловкость и проворство, красноречие, хорошие способности к мышлению и обучению, проницательность. Роль в производстве: менеджер Доминанта в настройке: быть полезным Ориентир в текстах: Дюма Примеры настройки в текстах
5. Юпитер
Личные качества автора, реализованные в тексте: рост и развитие, филантропические наклонности, духовное мировоззрение, мудрость, оптимизм, вера, сердечность и доброта, щедрость, весёлость и чувство юмора, идеализм, здравомыслие и рассудительность. Роль в производстве: репортер Доминанта в настройке: помочь знанием Ориентир в текстах: Ильф и Петров
6. Венера
Личные качества автора, реализованные в тексте: любвеобилие, дружелюбие, мягкость и нежность, общительность, стремление к гармонии и равновесию, элегантность, грациозность, утончённая чувствительность. Роль в производстве: актер Доминанта в настройке: создать поток жизни в мертвой материи Ориентир в текстах: Гоголь
7. Сатурн
Личные качества автора, реализованные в тексте: авторитарность, дисциплинированность, ответственность, консерватизм, практичность, реализм, выносливость, постоянство и стойкость. Роль в производстве: оператор Доминанта в настройке: "ломить" смысл Ориентир в текстах: Лосев
8. Раху
Личные качества автора, реализованные в тексте: оригинальность, ярко выраженная индивидуальность, стремление к независимости, развитая интуиция, изобретательность, вдохновенность и богатое воображение. Роль в производстве: райтер Доминанта в настройке: поразить неожиданной мыслью Ориентир в текстах: талантливые графоманы
9. Кету
Личные качества автора, реализованные в тексте: многогранность, впечатлительность, идеализм, развитая интуиция, способность к состраданию, сочувствию и самопожертвованию, одухотворённость, утончённость. Роль в производстве: зритель, критик, интерпретатор Доминанта в настройке: понять человеческое Ориентир в текстах: Достоевский
*** Настройка — это точка, из которой исходит текущее осознание автора текста. Настройка — это образ, который направлен не вовне, на аудиторию, а внутрь веретена смыслов текста, в самую сердцевину его потока. Настройка — это канал, по которому автору приходят мысли. Разные мысли — по разным каналам. Из всех вещей, с которыми имеет дело автор текста, эта — одна из самых удивительных:
| |
Просмотров: 54 | |
Всего комментариев: 0 | |