Каталог статей
Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 4_Стратегия оСознания

9 стилей, или 9 настроек автора текста

Человек, решивший создать медиатекст, должен уметь совершать — в ходе работы — огромное количество выборов. Для того чтобы делать выбор, необходимо вначале его увидеть, осознать. Создание медиатекста само по себе может пониматься только как работа, а может — как нечто иное, нечто большее. Это тоже выбор — увидеть новые возможности, новые аспекты деятельности внутри своей профессии. Мы предлагаем автору представить себя богатырем на распутье, увидеть дорогу налево, дорогу направо, а также третий, синтетический, путь — самый трудный, но, по всей видимости, единственно верный. Давайте увидим это: 

автор может подойти к любому создаваемому тексту не только (1) технически, как специалист, но и как человек, который с помощью текста осознает себя и окружающий мир (2), и при этом буквально творит этот мир в эту секунду (3). 

На пути специалиста автору, согласно нашему канону, нужной найти в себе message — послание. Позже, в ходе формирования содержания, этот message превратится в ключевой смысл медиатекста, но для начала послание автора представляет собой сфокусированный заряд энергии, дающий старт процессу порождения содержания и управляющий им. Это — намерение: зачем текст, по велению автора, должен появиться в мире, чему он должен послужить. Формирование (генерирование, отбор и выбор) содержания происходит в этом случае под влиянием потенциальной аудитории, ее потенциальных запросов. Message приобреатет форму в связи с прагматической ситуацией, являясь элементом акта коммуникации и будучи сотканным из микроимпульсов — решений коммуникативных задач, распределенных в теле медиатекста (прагматические функции фрагментов текста).

Второй имеющийся у автора путь также, конечно, ориентирован на аудиторию, но несколько по-другому. Процесс создания текста здесь, формально, менее технологичен, зато дает самому автору другой уровень энергии, понимания и глубины. Автор здесь не манипулирует смыслами, скорее он получает их в виде "безмолвного знания" в результате фиксации его энергии в определенной "точке сборки", в своего рода ментально-эмоциональном состоянии. Состояния — это точки, в которых энергия человека, энергия автора, получает форму, получает свое существование. Если человек придет к пониманию такой роли текста в своей жизни, он, возможно, чуть больше станет человеком. 

Форма — и Содержание. Автор может направлять свое внимание в эти два аспекта создаваемого текста последовательно, а может — параллельно, из одной внутренней точки внимания. В последнем случае внимание не должно быть поймано ни тем, ни другим аспектом, внимание должно быть сфокусировано на чем-то принципиально отличном и от формы, и от содержания. Такую точку внимания мы и называем настройкой, состоянием, точкой сборки текста. Настройка суть интенсивность. Скажем так, настройка — это определенная "радиочастота" интенсивности на конкретной волне текущего взаимодействия автора с миром.

Текст вполне может рождаться из абстрактной настройки. Абстрактной — потому, что она существует до конкретных задач конкретного текста. Собственно говоря, в стремлении методистов, задающих правила в обучении созданию текстов, вечно на первый план выходит абстрактная форма. Композиция, метафора, логика речи, и так далее и тому подобное — любое понятие в обучении является абстракцией. По этим абстракциям пытаются сориентировать на практике. И мы, кстати, тоже используем в методике известный всем набор абстрактных методических понятий, пусть и по-новому "расфасованный". Однако понятие само по себе не генерирует содержание. Понятие — это форма, формовка, эталон и ориентир. Понятиями мы можем оперировать только на примерах, и только на примерах чужих, "ставших" текстов, тогда как у нас, авторов текущего текста, до конечного результата еще далеко. Вначале нам нужно сфокусировать свое внимание, свою энергию на чем-то другом. Можно начинать создание текста не с абстрактных методических понятий, а с абстрактной методической настройки.

Раскрыть содержание такой точки можно только на примерах. И мы можем дать такие примеры по 9 точкам настройки.

Для создания текста по точкам настройки действуем так:

1. Фокусируем внимание на образе, из которого сейчас может быть раскрыто наше сознание. Раскрыто полноценно, с энергией.

2. Далее переводим фокус внимания на предмет (тему), которую раскрываем как свой message (послание), но при этом длим состояние настройки на образ, удерживаем в нем сознание.

3. "Считываем" информацию по теме с экрана "безмолвного знания", которая обязательно в этом случае там появится.

Даватйе попробуем!

9 настроек

1. Солнце.

Объять своим видением все смыслы. Дать добрый взгляд на описываемое. Все предметы и объекты, которые создаются в тексте, ощущаются как собственные дети. Выделять, подчеркивать добро и силу в объектах.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

благородство, ярко выраженная индивидуальность, щедрость, великолепие, достоинство, властность, качества лидера, творческие способности.


Роль в производстве: режиссер

Доминанта в настройке: дарить

Ориентир в текстах: Пушкин, Толстой

Примеры настройки в текстах

 

2. Луна

Находится в Зазеркалье, видит мир оттуда, конечно, весьма странным образом. Текст — всегда импровизация, где смысл выстраивается в интуитивном ходе, а не в логическом. Холодная эстетика, но не злая. Просто холодная. Неожиданные, сдвижные картины, но при этом они не лишены правды. Создает поле для искусства как глубину взаимно отражаемых пространств — как зеркальные створки трюмо: друг напротив друга, меняющие углы, дающие бесконечную перспективу уходящих вглубь отражений. Показывает, что есть не только день, но и ночь, когда возможно всё. Видимую материю, конкретику, смешивает с абстрактными "предметами", абстрактное растворяет конкретное, уменьшает его плотность. Но при этом дает четкость тем, кто движется в странном. На нужную тему в тексте выходит интуитивно и дальше генерирует состояние сдвига, создавая слова в рамках этого сдвига, но не теряя синтаксис.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

восприимчивость, чувствительность, богатое воображение и хорошая память, здоровые привычки и стремления.


Роль в производстве: редактор, монтажер

Доминанта в настройке: отражать в бесконечности смысловых взаимоотражений

Ориентир в текстах: Набоков

Примеры настройки в текстах

 

3. Марс

Адекватность оценке большинства. Прямолинейность. Героика. Вызов. Страстность. Жесткость. Однозначность позиции. Языку тесно в заданных пределах. Язык — волна взрывов, это взрывы мышления, и каждый раз — космических масштабов. Деятельность любого героя — миссия, герой — Мессия. Суть любого предмета всегда задает текущую координату центра Вселенной.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

целенаправленные действия, сила, мужество, храбрость, страстность, активность, здоровый дух соперничества, напористость и бодрость.


Роль в производстве: продюсер

Доминанта в настройке: "взрывать" инерционные сетки мышления

Ориентир в текстах: Платонов

Примеры настройки в текстах

 

4. Меркурий

Практицизм. Ориентация на потребности аудитории. Предоставляет решения как наилучшие возможности. В объектах находит практическую сторону. Экспертиза. Правда житейская и бытовая. Четкость в изложении. Минимум абстракций и художественных элементов. Юмор практика. Физик, не лирик. При этом чувствует огромную ответственность за содержание. Если речь о законах жизни, то это должны быть такие законы, которые навсегда войдут в жизнь читателя.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

здравомыслие, ум, остроумие, мастерство, ловкость и проворство, красноречие, хорошие способности к мышлению и обучению, проницательность.


Роль в производстве: менеджер

Доминанта в настройке: быть полезным

Ориентир в текстах: Дюма

Примеры настройки в текстах

Примеры в текстах

 

5. Юпитер

Балагурит — добродушно, со  знанием жизни. Мыслит исторически, с примерами из общества и истории. Указывает место объекта в системе, но не как суть, а через связи с другими объектами. Рассматривает разные варианты. Дает рекомендации (дает, но не навязывает). Его внутренний вызов: сочетать стремление советовать с пониманием бессмысленности этого занятия. Мыслит быстро, масштабно и при этом максимально допустимо конкретно. Отсюда вырастает гипербола. Весел как тот, кто объял этот маленький человеческий мир.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

рост и развитие, филантропические наклонности, духовное мировоззрение, мудрость, оптимизм, вера, сердечность и доброта, щедрость, весёлость и чувство юмора, идеализм, здравомыслие и рассудительность.


Роль в производстве: репортер

Доминанта в настройке: помочь знанием

Ориентир в текстах: Ильф и Петров

Примеры настройки в текстах

 

6. Венера

Мастер чувств, передает смысл через чувство. Но не через  "простые" чувства, которые можно назвать, типа добра, любви, заботы и т.д. И не через эмоции, вроде злости, меланхолии и т.д. Он скорее находит во всем чувство, присоединяется к миру через чувство-ощущение. Его чувства — это форма существования энергии, которая фонтанирует маленькими фонтанчиками в том месте, на которое наводится "фокус внимания сновидящего". В слове пузырится жизнь, которая дана как накатывающая сила, и которую можно "оседлать" как ведьму на шабаше. Тотальное управление материей, "соком" материи — но только на заданном периметре внимания. Этот периметр не раздвигается, а "прыгает" от одного сочного среза реальности к другому. Такая "прыгающая" рамка периметра может схватить любую вещь через чувство: чувство "клейкости", "дома", "тяжести", "свежести", "холодка мяты" и т.д. Но путь продолжается только благодаря иронии, самоиронии автора — понимающего, что он всего лишь играет мертвечиной.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

любвеобилие, дружелюбие, мягкость и нежность, общительность, стремление к гармонии и равновесию, элегантность, грациозность, утончённая чувствительность.


Роль в производстве: актер

Доминанта в настройке: создать поток жизни в мертвой материи

Ориентир в текстах: Гоголь

Примеры настройки в текстах

 

7. Сатурн

Исходит из сути вопроса или темы, видит ее и передает прямо, четко. Раскладывает суть "до костей". Вся эмоция преобразована в рационализм. Безжалостен в информировании. Он не оперирует оценками, поскольку в сути нет оценки, там есть только суть. Предельно последователен и методичен.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

авторитарность, дисциплинированность, ответственность, консерватизм, практичность, реализм, выносливость, постоянство и стойкость.


Роль в производстве: оператор

Доминанта в настройке: "ломить" смысл

Ориентир в текстах: Лосев

Примеры настройки в текстах

 

8. Раху

Экстремист в методах выражения. Гротеск. Форма без энергии. Украшательство. Витиеватость. Клоунада мышлением. Вывод наружу, устремленность наружу, информация выливается. Голова дракона, вывести данные в мир, необязательно даже их качественно соединять. Выводятся внутренние данные, а не факты.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

оригинальность, ярко выраженная индивидуальность, стремление к независимости, развитая интуиция, изобретательность, вдохновенность и богатое воображение.


Роль в производстве: райтер

Доминанта в настройке: поразить неожиданной мыслью

Ориентир в текстах: талантливые графоманы

Примеры настройки в текстах

 

9. Кету

Всё — через понимание людей, их чувств, психики. Важность отношений между людьми. Ищет правду в человеке, в его поведении. Важен образ человека, его характер, тип. Влюбчивый в людей (Венера, в сравнении, влюбляется во всё подряд). Ковш, накапливает информацию, преобразует ее внутри. Информация как бы для внутреннего пользования, может бурлить, двигаться, не быть в застывшей форме, как вода внутри емкости.


Личные качества автора, реализованные в тексте:

многогранность, впечатлительность, идеализм, развитая интуиция, способность к состраданию, сочувствию и самопожертвованию, одухотворённость, утончённость.


Роль в производстве: зритель, критик, интерпретатор

Доминанта в настройке: понять человеческое

Ориентир в текстах: Достоевский

Примеры настройки в текстах

 

***

Настройка — это точка, из которой исходит текущее осознание автора текста. Настройка — это образ, который направлен не вовне, на аудиторию, а внутрь веретена смыслов текста, в самую сердцевину его потока.

Настройка — это канал, по которому автору приходят мысли. Разные мысли — по разным каналам. Из всех вещей, с которыми имеет дело автор текста, эта — одна из самых удивительных:

автор — это в большей степени волновой "отражатель", работающий на "прием" содержания по заданному каналу настройки, декодирующий и редактирующий это содержание в соответствии с прагматической ситуацией текста и наделяющий его личным отношением к проявленному аспекту мира.

 

Категория: 4_Стратегия оСознания | Добавил: atamanov (08.02.2023)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]