Главная » Статьи » 0_Операции сознания » 4_Стратегия оСознания |
(1) На пути специалиста автору, согласно нашему канону, нужной найти в себе message — послание. Позже, в ходе формирования содержания, этот message превратится в ключевой смысл медиатекста, но для начала послание автора представляет собой сфокусированный заряд энергии, дающий старт процессу порождения содержания и управляющий им. Это — намерение: зачем текст, по велению автора, должен появиться в мире, чему он должен послужить. Формирование (генерирование, отбор и выбор) содержания происходит в этом случае под влиянием потенциальной аудитории, ее потенциальных запросов. Message приобреатет форму в связи с прагматической ситуацией, являясь элементом акта коммуникации и будучи сотканным из микроимпульсов — решений коммуникативных задач, распределенных в теле медиатекста (прагматические функции фрагментов текста). (2) Другой имеющийся у автора путь также, конечно, ориентирован на аудиторию, но несколько иначе. Процесс создания текста здесь, формально, менее технологичен, зато дает самому автору иной уровень энергии, понимания фрагмента действительности, глубины погружения в смысл. Автор не пытается прийти к нужным смыслам через манипуляции в смысловой сфере (с другими смыслами), скорее он получает нужный смысл из точки "безмолвного знания" — в результате фиксации его энергии в определенной "точке сборки", в своего рода ментально-эмоциональном состоянии. Состояния — это точки, в которых энергия человека, энергия автора, получает форму, получает свое существование. Если человек придет к пониманию такой роли текста в своей жизни, он, возможно, чуть больше поймет о человеке вообще.
Тексты вполне могут рождаться из абстрактной настройки. Абстрактной — потому, что она существует до конкретных задач конкретного текста. Собственно говоря, у любого методиста, так или иначе задающего правила по обучению созданию текстов, на первый план всё равно выходит абстрактная форма. Та или иная. Композиция, метафора, логика речи, и так далее и тому подобное — любое понятие в обучении является абстракцией. По этим абстракциям методист стремится сориентировать обучаемого в деле, на практике. И мы, кстати, тоже используем известный набор абстрактных понятий, пусть и по-новому сконфигурированный — в методике прагматического моделирования деятельности по созданию медиатекста. Однако понятие само по себе не генерирует содержание. Понятие — это форма, формовка, эталон и ориентир. Понятиями мы можем оперировать только на примерах, и только на примерах чужих, "ставших" текстов, тогда как у нас, авторов текущего текста, до конечного результата еще далеко. Вначале нам нужно сфокусировать свое внимание, свою энергию на чем-то другом. Мы предлагаем начинать создание текста не с абстрактных понятий, а с абстрактной настройки. Раскрыть содержание такой точки можно только на примерах. Мы можем дать такие примеры по девяти точкам настройки. Для создания текста по точке настройки действуем так: 1. Фокусируем внимание на образе, "из которого" сейчас может быть "раскрыто" наше сознание. Направляем внутреннюю энергию в избранный образ, наполняем избранный образ внутри нас энергией. 2. Далее переводим фокус внимания на предмет (тему), которую раскрываем как свой message (послание), но при этом длим состояние настройки на образ, удерживаем свое сознание в этом образе. 3. "Считываем" информацию по предмету (теме) с "экрана безмолвного знания", которая обязательно рано или поздно на этом экране появится, фиксируем информацию в создаваемом тексте. Давайте попробуем! 9 настроек1. Солнце.
Личные качества автора, реализованные в тексте: благородство, ярко выраженная индивидуальность, щедрость, великолепие, достоинство, властность, качества лидера, творческие способности. Роль в производстве: режиссер Доминанта в настройке: дарить Ориентир в текстах: Пушкин, Толстой
2. Луна
Личные качества автора, реализованные в тексте: восприимчивость, чувствительность, богатое воображение и хорошая память, здоровые привычки и стремления. Роль в производстве: редактор, монтажер Доминанта в настройке: отражать в бесконечности смысловых взаимоотражений Ориентир в текстах: Набоков
3. Марс
Личные качества автора, реализованные в тексте: целенаправленные действия, сила, мужество, храбрость, страстность, активность, здоровый дух соперничества, напористость и бодрость. Роль в производстве: продюсер Доминанта в настройке: "взрывать" инерционные сетки мышления Ориентир в текстах: Платонов
4. Меркурий
Личные качества автора, реализованные в тексте: здравомыслие, ум, остроумие, мастерство, ловкость и проворство, красноречие, хорошие способности к мышлению и обучению, проницательность. Роль в производстве: менеджер Доминанта в настройке: быть полезным Ориентир в текстах: Дюма Примеры настройки в текстах
5. Юпитер
Личные качества автора, реализованные в тексте: рост и развитие, филантропические наклонности, духовное мировоззрение, мудрость, оптимизм, вера, сердечность и доброта, щедрость, весёлость и чувство юмора, идеализм, здравомыслие и рассудительность. Роль в производстве: репортер Доминанта в настройке: помочь знанием Ориентир в текстах: Ильф и Петров
6. Венера
Личные качества автора, реализованные в тексте: любвеобилие, дружелюбие, мягкость и нежность, общительность, стремление к гармонии и равновесию, элегантность, грациозность, утончённая чувствительность. Роль в производстве: актер Доминанта в настройке: создать поток жизни в мертвой материи Ориентир в текстах: Гоголь
7. Сатурн
Личные качества автора, реализованные в тексте: авторитарность, дисциплинированность, ответственность, консерватизм, практичность, реализм, выносливость, постоянство и стойкость. Роль в производстве: оператор Доминанта в настройке: "ломить" смысл Ориентир в текстах: Лосев
8. Раху
Личные качества автора, реализованные в тексте: оригинальность, ярко выраженная индивидуальность, стремление к независимости, развитая интуиция, изобретательность, вдохновенность и богатое воображение. Роль в производстве: райтер Доминанта в настройке: поразить неожиданной мыслью Ориентир в текстах: талантливые графоманы
9. Кету
Личные качества автора, реализованные в тексте: многогранность, впечатлительность, идеализм, развитая интуиция, способность к состраданию, сочувствию и самопожертвованию, одухотворённость, утончённость. Роль в производстве: зритель, критик, интерпретатор Доминанта в настройке: понять человеческое Ориентир в текстах: Достоевский
*** Настройка — это точка, из которой исходит текущее осознание автора текста. Настройка — это образ, который направлен не вовне, на аудиторию, а внутрь веретена смыслов текста, в самую сердцевину его потока. Настройка — это канал, по которому автору приходят мысли. Разные мысли — по разным каналам. Из всех вещей, с которыми имеет дело автор текста, эта — одна из самых удивительных:
| |
Просмотров: 175 | |
Всего комментариев: 0 | |