Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Прагматическое моделирование

VI. Прагматическая ситуация и ее компоненты

Предыдущий фрагмент


1. Деятельность автора текста СМК начинается с определения элементов прагматической ситуации данного текста.

Текст – видоизмененная модель действительности, в которой речевые средства в соответствии с авторской интенцией отображают только избранные денотаты. Однако прагматика текста СМК реализуется не только в отборе элементов и трансляции определенного содержания.

Текст СМК всегда существует в определенном поле интересов заказчиков, производителей, аудитории. Мотивы деятельности (М), трансформирующиеся в цели (Ц), а также условия среды (У), определяющие средства реализации целей (Ср), заданы автору, он должен их исследовать, проанализировать, чтобы в итоге сформировать прагматическое содержание текста как продукт своей деятельности.

Отметим, что ряд требований к содержанию текста диктует формат текста и формат издания, которые можно рассматривать как факторы самоконтроля автора в процессе создания прагматического содержания, и контроля (Кн) на фазе внешнего редактирования и окончательной приемки текста. В общем виде схема деятельности автора по созданию прагматического содержания текста СМК представлена в Таблице 1:

 

Таблица 1. Схема деятельности автора текста СМК

Деятельность

 (Д)

Мотивы деятельности (М)

Условия среды (У)

Оценка (Оц)

Мотивы создателей

Ожидания реципиентов

Успех (или неуспех) текста в социуме

(I)

(II)

(III)

Действия

(д)

Цели (Ц)

Средства реализации целей (Ср)

Контроль (Кн)

Целевая установка текста

Общая и профессиональная компетентность автора

Формат текста и издания и критерии качества прагматического содержания

(IV)

(V)

(VI)

Операции

 (О)

Объект деятельности

Состав операций

Продукт деятельности (Пр)

Контекст будущего  текста

Отбор и выбор: смыслов и речевых средств

Прагматическое содержание текста

(VII)

(VIII)

(IX)


По горизонталям этой структурной схемы отображаются основные функциональные стадии деятельности – мотивационный поиск, целеобразование и предметное преобразование, которые развиваются как последовательное разворачивание уровней: деятельности, действия и операции. При этом каждая стадия инициируется от соответствующего компонента побудительной подструктуры и включает соответствующие компоненты инструментальной и контролирующей подструктур. Таким образом, на основании структурной схемы деятельности ее характерные уровни интерпретируются следующим образом. «Деятельность – это активность, непосредственно управляемая мотивом, соразмеряемая с сопутствующими ей условиями и корректируемая факторами оценки. Действие – процесс, непосредственно управляемый целью, обеспечиваемый соразмерными ей средствами и корректируемый факторами контроля. При этом мотив, как цель более высокого порядка, как бы отчуждается субъектом, «выносится за скобки», делегируя свои побуждающие и управляющие функции цели; но, оставаясь при этом в рамках данной деятельности, при отклонениях, «задевающих» ее верхний уровень, мотив может включаться в управление действием. Операция – это процесс <…> определяемый непосредственным взаимодействием объекта с составом деятельности в процессе его преобразования в продукт. При этом цель отчуждается от субъекта, делегируя свои функции непосредственно объекту, но, «находясь за скобками», несет функции контроля и при отклонениях процесса, задевающих уровень действия, может включаться в управление. Одновременно с дискретным развитием происходит развертывание непрерывных процессов – перцептивных, мыслительных, эмоциональных, психомоторных – как их распределение и осуществление в разных уровнях, подструктурах и компонентах деятельности» [Мильман 1991: 79].


2. Комплекс факторов, инициирующий и направляющий деятельность автора по созданию прагматического содержания конкретного текста СМК, мы определили как  прагматическую ситуацию данного текста.

Прагматическая ситуация текста (продукта) – это совокупность условий, целей и задач, сопровождающих выбор знака в тексте/продукте.

В схеме данные факторы представлены на двух верхних уровнях (I-VI). Согласно определению «прагматического аспекта текста», отбор языковых единиц в содержании текста определяется в том числе «интенциональными воздействующими задачами отправителя текста, учитывающего ситуативные условия акта общения» [Матвеева 1984: 67]. Наиболее заметна роль «ситуативных условий» на начальной стадии деятельности по созданию текста.

Раскроем содержание элементов (факторов) прагматической ситуации текста СМК.


3. Мотивы создателей (I). В качестве создателя текста следует понимать не только непосредственного автора текста, но и конкретную организацию (издание, канал, радиостанцию), творческий коллектив (редакцию) и т. д. Текст способен одновременно представлять и других социальных субъектов: владельца СМК, общественную или политическую силу, финансовую группу, компанию и других. Нередко мотивы вступают в противоречие: например, журналист может отклонить выгодный заказ на создание определенного содержания, если публикация ударит по его репутации.

Во все времена создавались тексты, призванные стать орудием, а зачастую даже оружием их создателей. С развитием СМК тексты в жизни общества  получили множество ролей и ипостасей функциональности. Текстами можно сделать человека известным, и можно сделать так, что человек будет не рад своей известности, можно расположить к кому-то или заставить отвернуться от кого-либо миллионы людей, можно влиять на котировки стоимости компаний, сражаться за власть, продвигать, учить, спасать. В социуме текст может кому-то навредить, кому-то помочь, он может принести деньги, известность, знакомства, может стать «знаком» определенной эпохи. Текстом зарабатывают деньги, влияние и репутацию. Текст способен стать «детонатором» раскола общества или быть средством удовлетоворения ежедневных потребностей члена общества в информации или развлечении. В последнем случае мотивация производителей текста не идет дальше стремления распродать тираж издания.

Текст выполняет социальную функцию. Мы имеем в виду общественное бытие текста как цельного объекта, как некоего предмета в системе коммуникаций его создателей, как средства достижения их социальных целей. Набор социальных функций текста СМК очерчивает собой общий контур прагматической ситуации. После создания этого контура автор должен задать себе важнейший вопрос: «Конкретно кому и конкретно зачем нужен этот текст?» Нередко ответ на него уже существует для автора как задание, например задание редакции; то есть прагматическая ситуация определяет не только поле выборов, но и поле заказов автору на создание определенного содержания. «Заказчик массовой информации исходит из своих интересов: торгово-экономических, финансовых, управленчески-административных. Соответственно эти интересы у разных групп различны. Это отражается в текстах массовой информации» [Рождественский 1997: 477].

Мотивы заказчиков, производителей и аудитории текста в каждом конкретном случае складываются в определенную комбинацию. Типичные примеры мотивов разных участников коммуникации СМК мы привели ниже (примеры 3-a-d), показав, как они влияют на отбор автором будущего содержания, то есть на реализацию прагматического содержания текста.


Пример 3-а: развлекательные материалы. Автору достаточно выполнить профессиональные требования, устанавливаемые редакцией, чтобы материал был интересен потенциальной аудитории.

Заказ содержания:

Редакция + Аудитория

Выбор содержания:

Автор

Пример 3-b: автор имеет заказ на включение в текст определенного смыслового содержания, независимого от предпочтений редакции и аудитории.

Автор действует на свой страх и риск без ведома редакции, но при этом не может не учитывать требования редакции и интересы аудитории. На профессиональном арго такой текст называется «джинса».

Заказ содержания:

Редакция + Аудитория

Заказчик-клиент

Выбор содержания:

Автор


Пример 3-с: «на правах рекламы» или скрытый PR. Обычно редакция держит сторону аудитории, поскольку именно она обычно определяет основной доход издания. Однако прибыль может складываться, естественно, и из оплаты материала СМК конкретным заказчиком-клиентом. В этом случае автор лавирует, пытаясь сделать обязательный материал интересным аудитории.

Заказ содержания:

Редакция + Заказчик-клиент

Аудитория

Выбор содержания:

Автор


Пример 3-d: руководство издания «смягчает» компромат. Инициатором подобного материала может стать внутренний источник – так называемый инсайдер[1], который сообщает о факте, объективно интересном аудитории. Однако кому-то, например властям, бывает невыгодно обнародование данных. Тогда редакция вместе с автором ищут пространство для маневра, ограничивая исходную совокупность фактов инсайдера, частично учитывая интересы контрагента – властей.

Заказ содержания

Автор + Инсайдер + Аудитория

Контрагент

Выбор содержания

Редакция + Автор


4. Определим следующий элемент прагматической ситуации – ожидания реципиентов (II). Помимо удовлетворения потребностей аудитории в информации, развлечении, коммуникации и т.д., автор текста должен знать характеристики и параметры своей аудитории; и в первую очередь автор должен понимать свою аудиторию, чтобы при создании текста максимально полно учесть вариативность интерпретаций содержания текста реципиентом. Последний, конечно, не в состоянии выявить комплексную мотивацию создателей текста в полном объеме. Однако если процесс выявления в принципе идет, он прямо влияет на ход реализации авторских интенций. Особенно когда читатель (зритель, слушатель) – заинтересован в объективной интерпретации получаемой информации. Безусловно, рядовой читатель не будет проводить комплексное исследование, посвященное конкретному тексту: анализировать, например, принадлежность автора к конкретным политическим силам, проводить сравнительный анализ текстов, чтобы установить, к примеру, в какой степени ироническая тональность текста определяется общим ироническим стилем данного автора, а в какой – отражает его (авторскую) оценку сообщаемого и т. п. Однако каждый читатель обладает индивидуальным запасом знаний и опыта, с помощью которого производит «наращение смыслов»: под сообщаемым он способен увидеть подразумеваемое. Так реципиент «распаковывает»: 1) внешнее (задаваемые автором смыслы) прагматическое содержание текста, 2) внутреннее (скрываемые автором смыслы) прагматическое содержание текста и 3) не контролируемое (не установленные автором смыслы) содержание текста, которое в этом случае не просто не является прагматическим, оно является "антипрагматическим", то есть разрушающим формируемую прагматику текста. При наличии в ходе реципирования текста критического количества случаев второго и третьего типов – содержание текста следует считать несовершенным, а сообщение неэффективным. Здесь мы не имеем в виду речевые ошибки (связности, цельности, логичности, выразительности и другие из этого ряда) – мы имеем в виду ошибки в реализации интенции автора. Нередко эти ошибки вызваны неправильной оценкой (как завышенной, так и заниженной) автором уровня информированности своей аудитории. Наша методика помогает автору текста отслеживать условия для появления интенциональных ошибок и, соответственно, предотвращать их. Разобравшись в методике прагматического моделирования текста, автор может воспользоваться в том числе такой схемой предотвращения ошибок.


5. Успех (или неуспех) текста в социуме (III). Текст СМК социально полифункционален. Так, текст может функционировать, например, как отдельный пункт в смете pr-кампании, эквивалентный определенной сумме затрат. Параллельно тот же самый текст может рассматриваться и как объем выполненных автором услуг, и как показатель политических приоритетов издания, выпускающего текст, и как элемент личного портфолио автора, и т. д. Все подобные социальные аспекты существования текста определяют общий и частные успехи текста в социуме.


6. Иерархия целей автора текста (IV). В любом тексте реализуется целый комплекс целей автора, однако всегда есть более значимые, главные, цели и цели второстепенные. Важно выявлять именно иерархию (а не просто комплекс) целей, определяющих действия автора при создании конкретного текста.


7. Общая и профессиональная компетентность автора (V). Социальная полифункциональность текста СМК – поле для определения круга задач по отбору и выбору смыслов и речевых средств текста (VIII). Как будет показано нами в дальнейшем, реализация прагматического содержания технически осуществляется как поток, последовательность сделанных выборов. Очевидно, что прежде чем сделать выбор, его нужно увидеть: опознать или осознать. Компетенции в конечном счете нужны для того, чтобы в ходе реальной деятельности, при всем многообразии условий, факторов и обстоятельств этой деятельности, деятель смог произвести нужные выборы. Количество и качество этих выборов определяет квалифицированный результат – продут деятельности, в данном случае – текст СМК. Подробнее об отборе и выборе – в методике нестандартизированной деятельности.


8. Переходим к следующему элементу (фактору) прагматической ситуации текста – формату текста и формату издания (VI). Сам текст может характеризоваться параметрами рубрики, жанра, размера (количество знаков или секунд эфира) и рядом других. Для текста СМК крайне важно соответствовать требуемому формату, в отличие от содержания – консервативен и повторяем. Формат текста зависит от формата издания, которые отличаются по типу, например: печатные, интернет, радио или телевизионные; типу аудитории, например: молодежь, женщины-домохозяйки, верующие, богатые и т.д.; по охвату территории – федеральное, региональное, районное; по идеологии, например: демократические, реакционные, оппозиционные; по тематике, например: деловые, культурные, спортивные и т.д.; а также по объему, периодичности выхода, доступности (например, по стоимости), тиражу и по многим другим параметрам.


9. Кроме того, каждый отдельный текст работает на формирование совокупного имиджа – автора, издания и т. д. Соответствующий имидж необходимо поддерживать и реконструировать новыми текстами – для поддержания формата необходима преемственность. На практике выбор содержания начинается с медиасетки. Именно она определяет, какой именно материал должен занять пустую пока еще полосу печатного издания или заполнить эфир радио или телепрограммы. Ведь каждая позиция сетки обладает предустановленными характеристиками формата текста. Так, на полосе газеты, в соответствии с традиционной версткой, определено место для развлекательных и аналитических материалов, новостной информации и рекламы. Этот выбор производится еще до выбора названия колонки, жанра текста и, тем более, темы. Сетка СМК формируется в зависимости от концепции данного СМК (общественной миссии или представления о ней, имеющихся в редакции), от специализации канала, издания, от потребности аудитории, от редакционного плана работы, а также от множества других, менее значимых факторов. Необходимо учитывать также социальную ответственность автора и издателей за текст, соблюдение законодательства, гражданскую ответственность, этическую ответственность, имиджевые и репутационные риски авторов и издателей и т. д.


10. Ключевым воспроизводимым элементом, определяющим формат издания, является уникальное торговое предложение (УТП) СМК – в виде комплекса задач, решаемых изданием в своей социально-экономической нише и определяющих конкретные задания редакции. УТП издания определяет его тип. Можно выделить следующие типы изданий СМК: массово-публицистическое издание; литературно-художественное и публицистическое издание; научно-популярное издание; научно-публицистическое издание; учебное и методическое издание; производственно-практическое издание; культурно-просветительное издание; религиозное издание; официально-документальное издание; справочно-информационное издание; рекламное издание; издание для развлечения, игр, проведения досуга и другие.


11. Факторы прагматической ситуации как минимум не очевидны, то есть не восстанавливаются прямо из текста, а чаще всего намеренно скрываются автором, особенно это касается мотивоов. Отметим, что скрывается не столько сам фактор, сколько его действие – влияние на расстановку смыслов текста. Причина очевидна: неприкрытый цинизм не способствует лояльности адресата, которая требуется для реализации СМК своих коммерческих или пропагандистских интересов.


12. В этой ситуации обучающийся должен научиться воспроизводить прагматическое содержание в типовых прагматических ситуациях, а значит, методика должна каким-то образом давать однозначные трактовки авторских интенций в исследуемых текстах. Дать эту своеобразную «кухню» авторов необходимо не в отдельных «рецептах», а в системном знании контекста действительности (VII), к которому обращен автор. Система знаний прагматики формируется индуктивно, а использовать ее можно уже дедуктивно.


13. Подробная классификация типов прагматических ситуаций не входит в поле нашего исследования. По своему характеру прагматическая ситуация, как социальная ситуация, является предметом социологических дисциплин. На практике определение прагматической ситуации зависит от социального опыта автора, от его информированности, знания реалий своей профессиональной действительности. Однако учет прагматической ситуации не должен проводиться экстенсивно, лишь за счет увеличения компонентов этого учета. В результате определения автором прагматической ситуации текста должен быть сформирован четкий целевой вектор авторской деятельности.

В качестве категории, типизирующей деятельность автора по созданию прагматического содержания текста СМК (IX), мы вводим понятие целевой установки текста (ЦУТ) (IV). См. далее в разделе: IX. Целевая установка текста СМК.


Инсайдер – источник, погруженный в контекстную информационную среду и предоставляющий аутентичную информацию непосредственно из данной среды, как правило, анонимно.


Следующий фрагмент

Категория: Прагматическое моделирование | Добавил: atamanov (17.01.2023)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]