Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Прагматическое моделирование |
1. При анализе текстов различных СМК (в том числе и различных видов: печатных, телевизионных и радио) нами выявлялись ключевые задачи, стоящие перед автором конкретного текста конкретного СМК. Выяснилось, что все многообразие задач, в рамках комплекса прагматической ситуации, можно представит в пяти основных группах:
2. Задачи, выделенные нами, имеют ситуативно-целевой, то есть обусловленный прагматической ситуацией конкретного текста, характер. Поэтому они не являются прямым отражением функций СМК, хотя и соотносятся с ними. Так, в теории журналистики выделяются коммуникативная, идеологическая, рекреативная (развлекательная), рекламно-информативная, культурно-формирующая и другие функции [Опыт практической журналистики 1998: 57]. Функции СМК, как они понимаются в теории, не отражают прагматику отдельного текста СМК. Так, «культурно-формирующая» функция СМК, направленная на «просвещение» [там же] читателя и общества в целом, не определяет, на наш взгляд, конкретных редакционных целей при подготовке текущего материала. Данная функция является чем-то вроде общественной программы, в которую в большей или меньшей степени включено данное СМК и по которой соответственно больше или меньше получает разного рода дивидендов (например, общественно-публицистическое издание в сравнении с таблоидом). Понятия функций СМК не отражают в необходимой мере прагматику конкретного текста СМК, для изучения которой требуется ввод специальных понятий. 3. Мы определили каждую из выделенных нами групп задач как целевую установку текста (ЦУТ) СМК.
4. В любом тексте развлекательного ресурса, например такого, коммуникативный эффект достигается за счет реализации ЦУТ «развлечение». При этом данная ЦУТ существует в рамках прагматической ситуации как требование формата издания, то есть до конкретного речевого акта. В этой связи, любые характеристики речевого акта, в том числе локуция, иллокуция и перлокуция, не в состоянии задать стартовый вектор при работе над текстом, поскольку являются описаниями уже сформированного текста. 5. Безусловно, возможна реализация нескольких ЦУТ в тексте. Однако методически необходимо выделять ведущую ЦУТ, поскольку именно она определяет состав и алгоритм действий по созданию конкретного текста. В рамках основной стратегии вполне допустимо возвращаться к ряду дополнительных смысловых задач и даже ЦУТ текста, однако иерархически их роль уже подчинена ведущей ЦУТ. 6. Категория ЦУТ является связующим звеном между условиями, в которых возникает необходимость и потребность в тексте, то есть прагматической ситуацией, и будущей реализацией текста как программы коммуникации, как комплекса выраженных в содержании интенций автора, то есть прагматическим содержанием. | |
Просмотров: 391 | |
Всего комментариев: 0 | |