Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА создания медиатекста » Прагматическое моделирование

X. Субъективное представление действительности

Предыдущий фрагмент


1. Из всей парадигмы специальных лингвистических наук психолингвистика в наибольшей степени отвечает целям нашего исследования, поскольку и для прагматики, и для психолингвистики ключевым является отношение «знак – реципиент». А.А.Леонтьев так определяет предмет психолингвистики – новой риторики: «Соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, – с другой» [Леонтьев 1997: 19].

В контексте психолингвистики, отношения «знак – реципиент» раскрываются как воздействие речевого средства на субъективное семантическое пространство реципиента. Понятие субъективного семантического пространства задает саму возможность моделировать в сфере субъективных смыслов, к которой принадлежит прагматическое содержание конкретного текста.


2. Субъективное семантическое пространство (от лат. subjectum – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. путем анализа их значений. Создание субъективного семантического пространства идет путем накопления личного опыта субъекта. Опыт представляет собой арсенал продуктивных накоплений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, где неотделимы предметный мир и приемы пользования им. Н.Л.Галеева отмечает: «Опыт <…> рефлективен в том смысле, что может организовать рефлексию реципиента и служит ее основой. Деятельностный опыт не рефлективен, но отрефлектирован» [Галева 1997: 68]


3. Перевод информационных накоплений, опыта человека во внутреннее семантическое пространство определяется как процесс интериоризации.  Интериоризация (от лат. interior – внутренний) представляет собой формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.


4. Отрефлектированность опыта позволяет создавать абстрактные обобщения и классификации, которые в свою очередь входят во внутреннее семантическое пространство субъекта. В дальнейшем данные нового опыта соотносятся в этом пространстве с уже накопленными данными. В психологии данный процесс получил название «категоризации». Категоризация – психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п.


Процесс категоризации непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект которых воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как представитель некоторого обобщенного класса, причем на этот объект переносятся особенности и характерные признаки данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в когнитивной психологии соответствует положению об опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами – обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого опыта являются прежде всего семантические структуры естественного языка (вербальные значения). «В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочивания через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания, ее дифференциально-психологические аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом» [Краткий психологический словарь]. Являясь средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания, как таковые, могут и не осознаваться субъектом. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование которой изучают генетическая и общая психология.


5. Таким образом, с позиций психолингвистики,

процесс понимания текста основан на соотнесении информации, заложенной в вербальных значениях, с тем или иным классом субъективных значений, хранящихся в памяти индивида. Процесс избирательного моделирования действительности автором основан на субъективном представлении этой действительности реципиентом.


6. Решать проблему «чистого листа», то есть инициировать мышление на старте деятельности по созданию текста, можно вырабатывая у обучающегося навык конструирования типовых смыслов действительности СМК. Методика создания текста СМК должна инициировать в авторе-субъекте такую деятельность мышления, которая приведет к открытию в действительности поля смыслов, релевантных для содержания будущего текста. Как мы отмечали, с одной стороны, выбор автора определяется прагматической ситуацией, с другой – собственными возможностями по продуцированию позиций выбора. Необходимо научить будущего автора-профессионала систематизировать знание своего профессионального контекста таким образом, чтобы при работе над содержанием конкретного текста выбор смыслов осуществлялся как ротация типовых смыслов профессионального контекста.


7. Система средств моделирования действительности складывается, с позиций психолингвистической школы А.А.Залевской, [Залевская 1990, 1999, Рафикова 1998, Рогожникова 1990 и другие], из системы субъективных значений, хранящихся в памяти индивида. Залогом успешного сообщения является общее поле значений, хранящееся в памяти адресанта и адресата. В нашей работе для обозначения этого «общего поля» мы используем понятие «фоновые знания».


Следующий фрагмент

Категория: Прагматическое моделирование | Добавил: atamanov (13.01.2023)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]