Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » Ч |
Четвёртая стена — термин, используемый в театральном, а позднее и в кино. Это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре. Термин был придуман Дени Дидро ещё в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма», и позднее стал употребляться для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями. 1. Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана, называется «сломать четвёртую стену». Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях. 2. Возможность «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события. 3. Критики использования данного приема в кино же считают, что само обращение героев к зрителям ненормально для данного жанра, что он разрушает «визуальную иллюзию» кино. 4. Одним из первых случаев применения данной техники в кино стал фильм братьев Маркс «Воры и охотники» (1930), в котором Граучо обрывает диалог и делится своими мыслями со зрителями, подойдя к камере. С тех пор режиссеры все чаще и чаще пытаются сломать «четвертую стену», обращая своих героев напрямую к зрителям репликами или же простым взглядом в камеру. Более поздним примером является фильм «Бойцовский клуб». Возвращаясь в конце ленты к первой сцене, голос за кадром вместо «Я не могу ни о чем думать» произносит «Я все еще не могу ни о чем думать». Затем же следует саркастическая ремарка «А, ретроспективный юмор». 5. Австрийский кинорежиссер Михаэль Ханеке в своем триллере «Забавные игры» показывает один из ярчайших в современном кинематографе примеров «ломки четвертой стены». Постоянно акцентируя внимание на присутствии зрителя по ту сторону экрана, режиссер превращает публику не в свидетеля происходящего, а скорее в соучастника. Режиссер достигает эффекта невероятной вовлечённости зрителя в сюжет и чувства реальности происходящего. Не ограничиваясь взглядами в камеру, главный герой периодически обращается к зрителям: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?». Планируя жестокую расправу над героями картины, он интересуется у зрителей, на кого бы они поставили, а в один момент и вовсе берет пульт от телевизора и отматывает назад несколько минут кинофильма. Ровно на 90 минуте фильма главный герой говорит «мы еще не достигли даже стандартной длины полнометражного фильма», а в последней сцене злодеи обсуждают природу кино и проблему связи реального мира с вымышленным. В интервью Ханеке отмечает, что этим фильмом хотел показать, как легко манипулировать зрителем. 6. Удивительного эффекта присутствия добился Алексей Герман в своей киноленте «Трудно быть богом», меняя первый план со вторым, добавляя посторонние звуки. Снимая главных героев на втором плане, в темном углу, режиссер создает впечатление, будто зритель сам наблюдает за ними из другого конца комнаты. 7. Исследование, проведенное в США в конце 20 века, показало, что комедийные телешоу, в которых применяется эффект «ломки четвертой стены», намного больше нравятся зрителям, чем их традиционные аналоги. Авторы исследования пришли к выводу, что аудитория любит чувствовать себя частью медиа, а чувство вовлеченности в происходящее при обращении к аудитории возрастает.[ 8. Создатели британского комедийного сериала «Летающий цирк Монти Пайтона» не раз прибегали к приему «ломки четвертой стены», например: 8a. Группа персонажей, потерянных в джунглях, осознают, что они спасены, заметив камеры операторов. 8b. Члены Испанской Инквизиции торопятся, так как начались титры, и серия подходит к концу. 8c. Персонажи сверяются со сценарием, потому что не помнят, что должно произойти в следующей сцене. 8d. Комментарий персонажа «Это конец сезона, они могли бы придумать что-нибудь более смешное!». 9. Создатели британского сериала «Шерлок» также дали понять, что интересуются своей аудиторией, показав довольно интересным способом связь персонажей и реального мира. Так, после прыжка Шерлока, роль которого исполнил Бенедикт Камбербэтч, с крыши здания, фанаты сериала строили разные догадки насчет того, как герой мог выжить. Будто перенеся поклонников в сюжет сериала, его создатели ввели в сюжет фан-клуб Шерлока (являющийся прямым отражением реальных фанатов сериала), участники которого давали свои версии, как детектив мог выжить. Многие из версий и были взяты из обсуждений реального фан-клуба сериала. Более того, показывая как интернет-пространство может соединять реальное и вымышленное, создатели сериала воссоздали тот самый интернет-блог доктора Ватсона, который сделал аудиторию сериала и его персонажей еще ближе. | |
Просмотров: 762 | |
Всего комментариев: 0 | |