Каталог статей
Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » К

Коммуникативные помехи

В теориях речевой коммуникации и культуры речи: явления разной природы, затрудняющие общение или делающие его вообще невозможным:

1. Социальные К. п. – воздействие на коммуникацию социокультурных условий, социальных институтов, политики, идеологии, результатом которого может стать аберрация или вообще изъятие из коммуникативного процесса дискурсов определенных типов (ср. ритуализацию пропагандистского текста в тоталитарном обществе, снятие газетных материалов, закрытие теле- и радиопередач).

2. Ментальные К. п. – различия в мировоззрении, идеологии, глубинных интересах, способные привести коммуникантов к коммуникативному краху, к невозможности договориться (ср. парламентские дискуссии). 

3. Ситуационные К. п. – ряд явлений от чисто физических (например, громкий шум) до собственно коммуникативных (например, присутствие нежелательного лица при доверительном общении). 

4. Помехи канала – разнообразные технические и «технологические» дефекты, затрудняющие передачу и восприятие информации (ср. нечеткость артикуляции, полиграфический брак, неисправность телевизионной аппаратуры и т. п.). 

5. Поведенческие К. п. – неприемлемость типа поведения одного коммуниканта для другого как следствие незнания или неисполнения этикетных правил. 

6. Пресуппозиционные К. п. – различие в объемах предварительной, «дотекстовой» информации, которой располагают коммуниканты (см. также статью "Логические ошибки").

7. Текстовые К. п. – все вербализованные помехи (например, усложненные или амбивалентные синтаксические конструкции, стилистическая неупорядоченность высказываний, чрезмерная перифрастичность и т. п.

Категория: К | Добавил: atamanov (10.12.2015)
Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]