Каталог статей
Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » К

Композиция внутрикадровая

Внутрикадровая композиция может быть устойчивой и неустойчивой.

Устойчивая композиция — это такая изобразительная конструкция, в которой основные оси, отражающие специфику взаимодействия объектов, пересекаются в центре экранной плоскости приблизительно под прямым углом, т.е. речь идет о доминировании вертикально-горизонтального «каркаса». Внутри такой композиции могут находиться статичные предметы, может развиваться какое-либо действие, но в любом случае это уравновешенное спокойное
изображение, лишенное ярких динамических проявлений и с ясным значением внутрикадровых деталей. Устойчивые композиции присущи общим и средним планам.

Неустойчивая композиция — изобразительная конструкция, когда основные оси пересекаются под острыми углами, в результате чего создается ощущение беспокойства и напряжения. Нередкой основой каркаса такой композиции является диагональ, которая по своей сути всегда «борется» с ощущением статики.

С точки зрения развития внутрикадрового действия композиции делятся на закрытые (центростремительные) и открытые (центробежные). В закрытых композициях линии взаимодействия объектов направлены к центру кадра, замыкая в его границах основные причинно-следственные связи. Поэтому закрытые композиции довольно автономны и самодостаточны. Открытые композиции, наоборот, нуждаются в подкреплении другими кадрами, так как смысловые линии в них уходят вовне, создавая изобразительную интригу. Открытые композиции стимулируют ожидание продолжения, и это придает им драматическую экспрессию.

Композиционный центр внутрикадрового пространства может быть слабо означенным или вовсе отсутствовать (например, в панорамах). А может быть, наоборот, четко выраженным, являясь основанием для характеристики объекта. Центр внутрикадровой композиции — это точка или участок, где сосредоточено основное действие, где размещен сюжетно акцентированный объект или развертывается важное событие. Центр обычно располагается в средней части кадра и это обусловлено физиологией нашего зрения. Но в целях усиления напряженности композиционный центр может быть смещен, и это мгновенно будет отмечено зрителем.

Как правило, взаимосвязь четырех отмеченных параметров композиции (устойчивость, неустойчивость, закрытость, открытость) носит прямо пропорциональный характер. Другими словами, устойчивые композиции преимущественно, закрытые, а неустойчивые — открытые. Однако подобный аксиоматизм может преодолеваться режиссерами
и операторами с художественно-коммуникативной целью.

Категория: К | Добавил: atamanov (09.02.2016)
Просмотров: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]