Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » Р |
Па́фос или патетика (греч. страдание, страсть, возбуждение, воодушевления) — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией. 1. Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные. В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. 2. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. 3. Средство создания пафоса: славянизм – или старославянизм; слово или оборот речи (устойчивое, фразеологическое словосочетание), имеющее старославянское или более позднее церковно-славянское происхождение. Многие славянизмы пришли в русский язык из церковных сочинений и сохраняют морально-этическое содержание и возвышенный характер: «благо», «бремя», «предтеча», «созидание». Имеются в русском языке и устойчивые словосочетания славянизмов: «глас вопиющего в пустыне»; «ищите и обрящете», «на сон грядущий». 4. Средство создания пафоса: поэтизм – слово или выражение, характерное для поэтического речевого и образного творчества; напр., «волненье бурь», «небесные черты», «мимолетное видение», «дни резвости злотые». В рекламе используются ложные поэтизмы, напр., «свежее дыхание», «глоток солнца», «райское наслаждение», «волшебный мир», «сказочная страна» и т. п. 5. Средство снижения пафоса: происходит в тех случаях, когда в составе одного художественно-речевого целого автор сознательно использует единицы разных стилей, как правило, для достижения комического эффекта. *Ни шиша не глаголют (И. Мясницкий); Я привык к… ветрам и потому смотрю теперь на Черное море свысока и во время качки обедаю ничтоже сумняся (А. Чехов). | |
Просмотров: 629 | |
Всего комментариев: 0 | |