Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » К |
1. Основные приемы классического монтажа были разработаны американским режиссером Д.У. Гриффитом: 1a) соединение кадров по движению (справа герой вышел // слева зашел); 1b) соединение кадров по направлению взгляда (герой смотрит в закадровое пространство // объект, на который смотрит герой); 1c) аналитический монтаж — соединение кадров по принципу укрупнения (герой на дальнем плане // герой на общем плане // герой на среднем плане // крупный план лица героя) или, наоборот, синтетический монтаж — по принципу уменьшения (лицо героя // средний план героя // общий план героя); 1d) правило оси (правило 180°) — соединение кадров, наиболее распространенное при организации дуэтных сцен (общий план героев // средний план одного героя // средний план другого героя); 1e) монтаж параллельного действия — соединение кадров в соответствии с выстраиванием двух (и более) линий событий, которые происходят одновременно, но в различном пространстве и связаны общим содержанием, поэтому в кульминационный момент все эти линии неизбежно пересекутся, соединившись в одном эпизоде. Например, в фильме Д. Гриффита «Нетерпимость» монтаж параллельного действия обеспечивает острую динамику повествования. Так, в финальном эпизоде героиня всеми силами пытается уберечь невиновного мужа, осужденного на казнь за убийство, которого он не совершал. Кадры распределяются по двум главным параллелям: а) героиня мчится в автомобиле за уносящимся поездом, в котором едет прокурор, чтобы предъявить ему свидетельство невиновности мужа; б) в тюрьме начинается процедура казни (последнее причастие героя; восхождение его на эшафот и др.). По закону голливудского кино спасение (появление жены и прокурора в зале казни) приходит в последний момент, когда лишь движением лезвия осталось привести в действие механизм виселицы. Дэвид Гриффит обозначил этот прием как «поспевающая помощь». Впечатление одновременности действия создается только тогда, когда существует внутренняя связь между сопоставляемыми кадрами. Скажем, идут кадры героя, приговоренного к смерти, на эшафоте (ситуация А). «Параллельный монтаж»: даются кадры всадников, мчащихся с извещением о помиловании (ситуация Б). Следующий кадр: осуждённому набрасывают на шею петлю (ситуация А). Следующий кадр: мчатся всадники с извещением о помиловании (Б). Снова эшафот (А), и снова кадры спешащей помощи (Б). В этой последовательности параллельный монтаж кадров приближающейся казни и приближающегося спасения создавал в зрительном зале высокое напряжение. Параллельное действие требует единства времени. В данную минуту, в данное мгновение грозит гибель осужденному, и в данную минуту мчатся добрые спасители. 2. Выделяют три основных типа междукадрового монтажа: 2a) повествовательный, когда доминирует причинно-следственная связь эпизодов и соответственно — логика последовательного рассказа; 2b) параллельный — чередование сюжетно-незаконченных действий, предполагающее возможность их мысленного соединения в восприятии зрителей, вопреки пространственной и временной дискретности течения событий; при этом все действия могут протекать в реальности, а могут «расслаиваться» на реальные (объективные по отношению к герою) и ирреальные (субъективные — воображение, сновидения героя); 2c) ассоциативный — введение метафор, аллегорий в качестве дискретной параллели разворачивающимся событиям, что способствует кристаллизации семантического ряда. | |
Просмотров: 813 | |
Всего комментариев: 0 | |