Каталог статей
Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » С

Синекдоха

Сине́кдоха (др.-греч. соотношение, дословно — «сопонимание») — фигура речи, название частного вместо общего (сужающая С.) и наоборот: название общего вместо частного (обобщающая С.).

Обычно в синекдохе употребляется:

1. Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);

2. Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);

3. Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);

4. Целое вместо части: «Разнонаправленно открылась Япония». (Биржевые новости); (вместо: акции на Токийской бирже); «Германия избежала поражения в матче с Австралией». (Спорт); (вместо: сборная Германии по футболу);

5. Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);

6. Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

7. В понимании "Группы µ (мю)", обобщающая синекдоха ярко иллюстрирует, как сокращение сем приводит к расширению значения слова.

"Мы можем ограничиться критерием античных риторов: большее вместо меньшего. В «Тропах» Дю Марсе приводится пример: «Людей называют «простые смертные», но это слово с таким же успехом применимо и к животным, которые — как и мы — смертны». Другой пример: «Он продолжил свой путь: голова была занята мыслями, ноги четко вышагивали по дороге, и свой маршрут он закончил без происшествий. Дома его ожидал редис, и кот, который мяукнул в надежде получить сардину, и Амели, испытывающая законное чувство беспокойства по поводу подгоревшего рагу. Хозяин дома с хрустом жует овощ, гладит животное и на вопрос представителя человеческого рода о том, как нынче обстоят дела, отвечает: — Так себе».

Этого примера, по-видимому, достаточно для иллюстрации частичного сокращения сем, приводящего к расширению значения слова, то есть придающего ему более «общий» характер. Легко видеть, что обобщающая синекдоха придает речи более абстрактный, «философский» характер, который в этой натуралистической пародии очевидным образом выделяется на фоне конкретики контекста.

Если этот процесс зайдет слишком далеко, каждое слово придется заменить на «штука, вещь» или вообще образовать фигуру (которую в данном случае следовало бы назвать «асемией») при помощи полного сокращения слова".

Категория: С | Добавил: atamanov (07.12.2015)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]